Понятие спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Величина спроса. Факторы спроса

Спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия. Однако спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.

Предположим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (таблица 1).

Таблица 1 – Шкала спроса

Цена яблок (руб. за кг.) Продано (тонн)
   
   
   
   
   
   

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.

Закон спроса выражает следующую функциональную зависимость спроса (С) от цены (Ц):

С = F (Ц),

где F - показатель количественной зависимости.

Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

P

величина d

d2

d

d1

О Qd

Рисунок 1 – Кривая спроса.

На оси ординат откладывают цену P (price), а на оси абсцисс – количество покупок Qd.

Каждая точка на кривой спроса называется величиной спроса и зависит только от изменения цены. Сам спрос – это вся кривая d, и изменения в нём отображаются сдвигом кривой влево (уменьшение спроса) или вправо (увеличение спроса).

Это происходит под воздействием следующих основных неценовых факторов спроса: 1) доходов покупателей; 2) цен на товары-субституты; 3) инфляционных ожиданий; 4) вкусовых предпочтений.

На практике существуют три ситуации, которые внешне противоречат закону спроса, а на самом деле им же и объясняются:

1. высокий спрос при повышении цен объясняется ожиданием дальнейшего роста цен, и поэтому своевременная покупка выгодна для покупателя;

2. низкий спрос при снижении цены объясняется ожиданием дальнейшего снижения цен, поэтому и эта ситуация выгодна потребителю.

3. стабильно высокий спрос на товары, слабо подвергнутые инфляции, также выгоден покупателю.

Существует только одна ситуация, которая противоречит закону спроса, так как объясняется не экономическими, а психологическими факторами. Например, покупка из товаров-заменителей самого дорогого.

При предположении, что функция спроса носит линейный характер, уравнение кривой спроса может быть представлено в следующем общем виде:

Qс = a – b * P.

Уравнение функции спроса показывает, что между уровнем рыночной цены (P) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (Qс) существует обратная зависимость. Параметры a и b отражают изменение экзогенных (неценовых) факторов спроса. При изменении величины a происходит сдвиг кривой спроса, а при изменении величины b изменяется наклон кривой. Параметр a показывает минимальный объем спроса, независящий от уровня цены, b – реакцию величины спроса на изменение цены.

Важно учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты (заменители). Речь идет о двух товарах, имеющих одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене).

Возможна ситуация когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена. Р. Гиффен анализировал ситуацию, когда в 19 в. бедные ирландские рабочие расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание, что в итоге объясняется тем, что картофель занимает большую долю расходов на еду, а другую пищу такие семьи могут позволить нечасто, и при росте цен на картофель, такая семья вообще отказывается от покупки более дорогого товара, тратя доход на приобретение низшего товара.

Имеются и другие исключения из закона спроса. Так, некоторые потребители могут сокращать свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, а данная категория не хочет быть «как все». Спрос на эксклюзивные товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как покупатель приобретает такой товар из соображений престижа (эффект Веблена).

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса Кс:

Кс = Рост объема спроса (в %) / Снижение цен (в %),

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. При повышении цены товара на 1 % объем продаж снижается на 2 %. В этом случае:

Кс = -2% / 1%= -2

Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательное число, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки.

Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: