Планирование преподавания истории начинается со знакомства с федеральными государственными стандартами общего образования. Стандарт - образец, эталон, модель, принимаемые для сопоставления с ними других подобных объектов. Государственный стандарт общего образования - это нормативный документ, который содержит нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
На основе государственных стандартов составляются программы. В настоящее время все программы имеют рекомендательный характер, составлены различными авторами. Под программой понимаем краткое изложение целей и содержания учебного предмета и способов их достижения. Учебная программа включает в себя: пояснительную записку; содержание курса; перечень умений, которые должны формироваться в ходе изучения курса истории критерии оценки знаний и умений школьников; диагностический материал; список литер туры.
|
|
Тематический план - краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их вопросов, понятий, познавательных умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения. Существует несколько видов тематических планов, каждый из которых отвечает конкретным задачам подготовительной работы:
Простой календарный план
Разделы тем (тематические блоки) | Количество часов | Календарные сроки изучения |
Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени вразделы и крупные темы школьных курсов истории.
Поурочный календарный план
Темы (тематические блоки) | Количество часов | Занятия и основные вопросы | Календарные сроки |
С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретны тем: определяется принцип изложения учебного материала, определяются темы и вопросі каждого занятия, и сроки их проведения.
Расширенное поурочное планирование
№ п/п | Название раздела, главы, темы урока | Кол-во часов | Основные понятия, термины, идеи | Основные умения | Межпредметные и внутрикурсовые связи | Тип и форма урока | Средства обучения | Способы проверки знаний и умений | примечание |
Этот план охватывает все факторы процесса обучения. В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта.
|
|
После чего рекомендуется оформить поурочный план урока истории. Существует несколько вариантов оформления. Приведем один из них.
Урок №....
Тема урока:....
Цели урока:....
Тип урока:....
Форма урока:....
Оборудование урока:....
Ход урока
Методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Отведенное время |