Лекция 20. Изобразительная наглядность

Под изобразительными наглядными пособиями имеется в виду те средства, которые воспроизводят людей, предметы, события и явления прошлого с помощью изобразительных средств: макетирования, скульптуры, фотографии, живописи и т.т. Внутри этой группы вы­деляют несколько видов: объемные и плоскостные, учебные и документальные, динамиче­ские и статичные, демонстрационные и раздаточные и т.д.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины - наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, куль­турно-исторические и портреты. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях. Чаще всего они воссоздают решающий момент в истории (В.А. Томби «Саламинский бой») и требуют сюжетного рассказа. Содержание таких картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты, события, типичные для изучаемой эпохи (К.В. Лебедев «Полюдье», «Вече в Новго­роде»).

Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятни­ками материальной культуры. На них могут быть изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные меха­низмы и принципы их работы.

Картины- портреты помогают воссоздать образы исторических личностей.

Учебная картина может занимать определенное место в процессе познания истории: 1) может выступать исходным источником знаний; 2) иллюстрировать изложение учителя; 3) вводится после рассказа для закрепления изложенного материала.

Существует последовательность работы по картине (предложил В.Г. Карцов): 1) учи­тель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней; 2) учитель дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения; 3) начиная рассказ, учитель на­зывает автора картины, указывает место и время действия; 4) дав общее описание обстанов­ки, фона, на котором развернулось действие, учитель останавливается на главном; 5) учитель выявляет детали и частности; 6) в заключении делается общий вывод, указываются сущест­венные признаки явления.

Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика, являются иллюст­рации в учебнике. Они органически входят в его содержание, создавая конкретный зритель­ный образ исторических фактов. По иллюстрации легче разобраться во всех деталях изучае­мого материала. К ним учитель обращается: 1) в ходе изложения как к наглядным иллюстра­циям своего рассказа; 2) когда анализирует иллюстрации вместе учащимися, чтобы объяс­нить сущность, основные черты исторического явления; 3) чтобы сформировать у учащихся точные и четкие представления об историческом факте. Сравнение нескольких иллюстраций, изображающих одно и то же явление в разные исторические периоды, позволяет проследить их в развитии. Важным аспектом использования иллюстративного материала учебника явля­ется создание определенного эмоционального настроя у школьников. Учителю необходимо продумать, какие из иллюстраций к данному уроку будут рассмотрены в классе, а какие учащиеся будут анализировать, выполняя домашнее задание. Разъясняя домашнее задание, необходимо дать указания и к работе с иллюстрациями.

Одним из наглядных средств обучения истории является карикатура. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. Поэтому карика­тура легко воспринимается. Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура-характеристика требует разъяснения сущности, комментария учителя. Для образной характеристики личности используется портретная карикатура, а для целой эпохи или крупного исторического явления - символическая. В ходе анализа карикатуры надо выяснить: кто изображен или что изображено? Какие обществен­ные явления олицетворены изображенными людьми, фигурами животных или предметами? Какие черты людей или общественных явлений характеризует карикатура, какова их оценка? Какова общая идея карикатуры? Взгляды какого класса или партии она выражает? Какую роль в общественной жизни она играла или играет в настоящее время?

Большую роль играют рисунки мелом на доске. Они могут давать географические ори­ентиры, например рисунок Нильской долины и дельты. Рисунки могут изображать различ­ные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разре­зе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисун­ки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий.

Изобразительная наглядность обеспечивает восприятие исторических событий и яв­лений через «живое созерцание», затрагивает не только сферу чувств при восприятии про­шлого, но и сферу мышления. Она развивает наблюдательность, воображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: