Программа состоит из четырех больших блоков: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.
Схему упражнений программы представлена:
Блок | Модуль и его упражнения | Модуль и его упражнения | Модуль и его упражнения | Модуль и его упражнения |
Просодика | Дыхание | Слитность | Ритм | Темп |
Ветерок | Рыбка | Машина | Муравей | |
Кораблики | Облако | Пирамидка | Самолетик | |
Одуванчики | Пузыри | Мозаика | Клоун | |
Воздушный змей | Часы | Дом | ||
Звуко- произношение | Свистящие звуки | Шипящие звуки | Звук “Л” | Звук “Р” |
межзубный сигматизм | губно-зубной сигматизм | губно-зубной ламбдацизм | велярный ротоцизм | |
боковой сигматизм | боковой сигматизм | межзубный ламбдацизм | одноударное произношение | |
произношение из нижнего положения | ||||
Фонематика | Звуки | Слова | Анализ | Синтез |
Музыка | Звуковые часы | Поезд | Составь слово из 3 букв | |
Звук “О” | Четвёртый лишний | Составь слово | Составь слово из 4 букв | |
Звук “А” | Животные | Составь слово из 5 букв | ||
Цирк | Одежда | Составь слово из 6 букв | ||
Лексика | Слова | Словосочета-ния | Валентность | |
Разложи предметы | Кто сказал “Мяу!” | Чей домик? | ||
Четвертый лишний | Кто живёт в лесу? | Профессии | ||
Найди четвертого | Действия | |||
Что из чего? |
Лекция 7. Информационные и коммуникационные технологии в работе социального педагога
(для студентов специальности
«Социальная педагогика»)
7.1. Информатизация внеучебной деятельности школьников
Информационные и коммуникационные технологии могут быть с успехом применены для повышения эффективности внеучебной и внеклассной деятельности школьников, в организации досуга учеников.
Особое внимание должно быть уделено информатизации деятельности школьников после уроков. Процесс информатизации включает в себя создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации. Актуальность информатизации внеурочной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования.
Информационные и коммуникационные технологии по-разному могут использоваться в разных видах внеучебной деятельности, классифицируемой по:
- месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);
- времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);
- отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность).
Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:
- вовлечение школы в построение единого информационного пространства;
- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
- формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
- развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
- развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- развитие материально-технической базы системы общего среднего образования;
- организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
- развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (ведение внутришкольных сайтов, газет, стендов, летописи, медиатеки и т.п.);
- внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
- развитие способности свободного культурного общения;
- обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания;
- всестороннее развитие личности ребенка;
- организации содержательно досуга детей и молодежи.
Перед педагогом ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей:
- повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
- активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеучебной деятельности школьников;
- углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей (например, автоматизированные, интеллектуальные обучающие системы, электронные учебники, используемые при организации внеучебных мероприятий и досуга школьников);
- усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеучебных мероприятий;
- закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;
- формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;
- повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
- развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств.
Для достижения целей информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников необходимо организовать:
- проведение и консультирование проектной деятельности;
- доступ к средствам ИКТ, другим ресурсам и оказание помощи в их применении школьникам, учителям и сотрудникам школ (познавательная и развивающая деятельность учащихся);
- внеурочную деятельность с применением средств ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад, другие формы воспитательной работы и деятельности по социализации личности школьников и т.д.);
- работу школьных средств массовой информации с применением средств ИКТ (обновляемая школьная страница в сети Интернет, газеты, журналы, видео, оформление кабинетов);
- досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, "компьютер для младших школьников", клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и пр.).
7.2. Использование ИКТ в работе социального педагога
Создание базы данных на все категории детей, требующие сопровождения. Ведение такой базы данных позволяет конкретизировать сведения о группах детей, требующих психолого-педагогического сопровождения в школе. Базы данных могут быть составлены в СУБД Microsoft Office Access.
Составление базы данных на все категории детей, обучающихся в образовательном учреждении («Социальный паспорт школы»), которая позволяет конкретизировать данные о категориях семей (составе семьи, жилищно-бытовых условиях, материальном положении и воспитательном потенциале), получающих образовательную услугу в ОУ. База данных может быть составлена в СУБД Microsoft Office Access.
Использование Microsoft Office Excel для составления сводных ведомостей учета питания учащихся в образовательном учреждении и ведение отчетности по целевой программе «Адресная социальная помощь».
Использование аудиовизуальных технологий для проведения тренингов, направленных на самостоятельное принятие решений, оценку и развитие коммуникативных возможностей по профилактике злоупотребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, табак, психоактивные ингаляционные вещества).
Разработка сценариев и их сопровождающих презентаций для проведения внеклассных мероприятий по определенной тематике (профилактика наркомании, табакокурения). Наглядные материалы могут быть выполнены в программе Microsoft Office Power Point.
Разработка буклетов и памяток для классного руководителя от социального педагога. Буклеты и памятки могут быть разработаны с помощью программы Microsoft Office Publisher.
7.3. Цифровые образовательные ресурсы в работе социального педагога
1. Программа по социальной педагогике
https://pedagogik.mgou.ru
2. Технология работы социального педагога с подростками девиантного поведения
festival.1september.ru
3. Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в работе с проблемными детьми.
resourse.ippk.ru
4. Профориентационная работа как одно из направлений деятельности социального педагога.
festival.1september.ru
5. Работа с родителями.
festival.1september.ru
6. Хранилище единой коллекции ЦОР для систем общего и начального профессионального образования.
https://school–collection.edu.ru
7. Научно-образовательный сайт «Социология детства»
https://www.childsoc.ru
8. Социально-гуманитарное и политологическое образование
https://www.humanities.edu.ru
9. Сайт, посвященный проблемам наркомании. Международный марафон "Детское и юношеское творчество – против наркомании"
https://www.teensan.com/
Список литературы
1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: МПСИ, 2002.
2. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский Центр «Академия», 2003.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. - М.: 1999.
4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.