Традиционного и личностно ориентированного уроков
Таблица 1. Сравнение целей деятельности учителя при организации
Традиционный урок | Личностно ориентированный |
Обучает всех детей установленным знаниям, умениям и навыкам. | Способствует эффективному накоплению каждым учеником своего собственного личного опыта. |
Определяет учебные задания, форму работы учеников и демонстрирует образец правильного выполнения. | Предлагает на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет учеников за самостоятельные поиски решений. |
Старается заинтересовать ребят в том учебном материале, который предлагает сам. | Стремится выявить реальные интересы ребят и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала. |
Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными учениками. | Индивидуальная работа проводится с каждым учеником. |
Планирует и направляет учебную деятельность. | Помогает самостоятельно спланировать свою учебную деятельность. |
Оценивает результаты работы ребят, исправляя допущенные ошибки. | Поощряет ребят самостоятельно оценивать свои результаты и исправлять ошибки. |
Разрешает возникающие конфликты. | Побуждает ребят обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения. |
Критериальная база для оценки работы учителя на традиционном и личностно ориентированном уроках может быть единой. Обозначим те критерии, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно ориентированной направленностью:
|
|
ü Использование проблемных творческих заданий.
ü Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму выполнения.
ü Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока.
ü Сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка организации учебной деятельности.
ü Обсуждение с ребятами в конце урока нетолько того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз.
ü Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся.
ü Оценка определяется по ряду параметров: конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
План:
1) Классификация типов уроков.
2) Требования к современному уроку.
В современных условиях основной формой организации учебного процесса в средней школе является урок. В педагогической литературе он рассматривается как средство целенаправленного управления образования, развитием и воспитанием школьника. Эта регламентированная единица учебного процесса, элемент богатой системы, тесно связанной с предыдущими и последующими занятиями.
|
|
Среди многообразия используемых в общеобразовательной школе организационных форм обучения урок продолжает сохранять ведущее значение.
Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебно-воспитательного процесса. В нём представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, формы организации, методы и средства обучения).
Главную роль среди основных характеристик играют цели урока: образовательные, воспитательные и развивающие.
В соответствии с целью урока отбирается содержание обучения, и прежде всего содержания урока. Поставить цель урока, рационально отобрать учебный материал учителю помогают учебные программы, учебники, методические пособия, дидактические материалы и другие. Специфика учебного предмета “информатика” такова, что изложение материала на уроке строится с сохранением логики раскрытия этой темы в школьном учебнике в зависимости от того, какой учебник выбран педагогом.
Учебный процесс предполагает органическое единство средств, методов и приёмов работы с организационными формами обучения. Каждому методу, приёму обучения соответствует своя организационная форма, определяющаяся отношениями между учителем и учениками и учениками между собой.
Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Урок – динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. Таких характеристик не имеет ни одна другая организационная форма, они отражают не только специфику, но и сущность урока. Наполняемость класса не является обязательной характеристикой урока, но установлено, что для оптимальной работы, как учащихся, так и учителя является группа, состоящая из 10 – 15 человек.
Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.
Обучение на уроке происходит в учебных ситуациях, которые являются элементарными единицами урока.
Учебная ситуация – дифференцируемая часть урока, включающая комплекс условий, необходимых для получения ограниченных, специфических результатов.
К общим структурным элементам урока можно отнести цель, определенный объем материала, постоянный состав учащихся, руководство учителя деятельности учащихся, последовательность разных видов деятельности в зависимости от типа урока, регламентированное время, четко определенное место и время проведения по расписанию.
В практике накоплен большой опыт проведения уроков, разнообразных по структуре. В педагогической литературе существует много подходов к их классификации.
При всем многообразии классификаций особенности курса информатики предполагают акцентировать внимание на классификации уроков по дидактическим целям. Применяя избранный подход к курсу информатики выделим следующие типы уроков:
|
|
1) урок сообщения новых знаний. Само название говорит о том, что они посвящаются главным образом работе над новым материалом.
2) Урок формирования практических умений и навыков. Проводятся они после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения и выработки практических умений и навыков.
3) Урок комплексного применения знаний, умений и навыков. Целью таких уроков является – обеспечение связи между теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, развитие у школьников некоторых элементов профессионализма, ориентация их на определённое самоопределение.
4) Урок контроля уровня усвоения знаний, сформированности практических умений и навыков. Эти уроки проводятся с использованием различных видов опроса, а также включают в себя использование тестирующих программ и проведение самостоятельных и контрольных работ. После проверки самостоятельных и контрольных работ проводится их анализ, и выявляются типичные недостатки в знаниях учащихся.
5) Комбинированный (смешанный) урок. Своё название они получили оттого, что при их проведении сочетаются различные цели и виды учебной работы и, в частности, работа над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработка практических умений и навыков т. д.
Важнейшими признаками изложенных типов уроков считаются:
· обеспечение активной интеллектуальной и эмоционально-волевой деятельности школьников.
· Наличие правильного соотношения между педагогическим руководством и самостоятельностью учеников.
· Сочетание фронтальных и индивидуальных способов организации познавательной деятельности.
· Оптимальное сочетание методов, приемов и средств обучения.
· Нацеленность обучения на конечный результат при планировании системы уроков.
· Создание благоприятной атмосферы в процессе обучения.
|
|
· Наличие в достаточном количестве современной вычислительной техники и программного обеспечения.