В.Я. Ткаченко

УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Эмоции

Речь.

Основное отличие человека от животных - наличие речи. Человек дал себе много определений, это: человек разумный (homo sapiens), человек игривый, даже если речь идёт о труде (H. ludeus), (H/ socialis) – человек общественный, и это определение больше соответствует сути, т. к. человек не может развиваться вне общества. (H. culturalis) - человек культурный, выделившись из животного мира, создаёт культурные ценности, нечто такое, что сохраняется, развивается и передаётся из поколения в поколение. Она является основой для развития речи устной и письменной, а также интеллекта. Речь настолько характерна для человека, что правильнее было бы назвать его как – человек говорящий. Этим подчёркивается различие между ВНД человека и животных.

Две сигнальные системы действительности.

Животное воспринимает окружающий мир в результате воздействия на него материальных факторов (раздражителей). На основе этих воздействий у животных формируются условные или безусловные рефлексы. Совокупность этих конкретных сигналов внешнего мира И. П. Павлов предложил назвать первой сигнальной системой действительности. Систему нейронов мозга, воспринимающих эти сигналы и формирующих ответные реакции на них, он рассматривал в качестве материальной основы первой сигнальной системы. Итак, первая сигнальная система – это совокупность нейронов коры больших полушарий, принимающих участие в обработке всех конкретных сенсорных сигналов внешней и внутренней среды. Сами эти сигналы можно назвать сигналами первой сигнальной системы. Анализ сенсорных сигналов в этой системе – это процессы первой сигнальной системы. В первой сигнальной системе все формы поведения, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредственном восприятии действительности и реакции в ответ на непосредственные раздражители. Также первая сигнальная система обеспечивает формы конкретно-чувственного отражения.

Человек воспринимает внешний мир также, как и животные – на основе деятельности первой сигнальной системы. Но помимо этого, человек воспринимает его и на основе деятельности второй сигнальной системы, специфическим раздражителем которой является слово с заложенным в нем смыслом, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под второй сигнальной системой И.П. Павлов понимал совокупность словесных раздражителей, а также нервные процессы, возникающие в больших полушариях головного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми обозначениями предметов и явлений природы, раздражающими органы чувств.В предлагаемой трактовке, вторая сигнальная система – это совокупность нейронов, участвующих в восприятии слова.

Для животного слово представляет собой набор звуковых волн и является раздражителем первой сигнальной системы, на который можно выработать условный рефлекс. Однако, слово для животного не несет смысловой нагрузки. Например, если выработать условный слюноотделительный рефлекс у собаки и человека на звонок и должным образом закрепить его, а затем звучание звонка заменить словом «звонок», то у человека слюноотделение произойдет, а у собаки нет. Для человека звучание звонка и слово «звонок» одинаковы в качестве условных раздражителей. Для собаки слово «звонок» - набор звуковых волн.

У человека слова приобретают смысл в результате возникновения прочной связи в коре больших полушарий между центрами возбуждения, возникающими под воздействием конкретных сигналов окружающего мира, и центрами возбуждения, возникающими на слова. Т.о. слова приобретают смысл на основе механизма установления условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. В результате образования таких связей слова могут заменить конкретные раздражители окружающей среды, становясь их символами.

Считается, что первая и вторая сигнальные системы функционируют в полном взаимодействии. Так, если мы, как уже говорили, выработали условный рефлекс на звучание звонка, то при замене этого сигнала на слово «звонок» рефлекс сразу же, при первом предъявлении слова будет воспроизводиться. Это означает, что имеет место переход из первой сигнальной системы во вторую и обратно.

Физиологические основы речи.

Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наименее разработанную область физиологии высшей нервной деятельности. Кроме того, к мозговым механизмам следует отнести и сенсорные системы, прежде всего слуховую, зрительную, тактильную и двигательную, с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.

К периферическим механизмам относят периферические системы обеспечения внешней, в том числе устной и письменной речи. Устная речь – это сложнейший физиологический акт, при котором за счет артикуляции и фонации произносятся в определенной последовательности звуки – фонемы, слова и предложения, несущие в себе соответствующий смысл. Произношение отдельных звуков, т.е. артикуляция, и озвучивание слов, т.е. фонация, осуществляется благодаря согласованной деятельности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани дыхательной мускулатуры. Все это составляет речедвигательный аппарат, обеспечивающий звуковую организацию речи.

Среди систем, участвующих в фонации, выделяют три основные. Среди них:

1. энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма);

2. генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани, а также щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);

3. резонаторная система (носоглотка, гортань, грудная клетка).

Артикуляция – это совместная работа органов речи, регулируемая речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями.

Письменная речь обеспечивается работой двигательного аппарата, в том числе мышц кисти ведущей руки.

Во всех случаях управление периферическим аппаратом речи осуществляется благодаря работе вербальной мозговой системы.

Внутренняя речь. Выделяется три иерархически организованных уровня внутренней речи.

1. первый уровень связан с механизмами действия и владения отдельными словами, обозначающими события и явления внешнего мира.

2. Второй уровень – это образование множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка.

3. Третий уровень – это динамический уровень, который «оживляет», индивидуализирует и придает динамичность вербальной сети.

Мозговые центры речи.

Выполнение речевых движений регулируется специализированными центрами, расположенными в коре больших полушарий; они получили название центров речи. Эти центры не только планируют и реализуют внешнюю и внутреннюю речь, но и обеспечивают хранение речевых образов, звуковых и письменных символов, благодаря чему люди накапливают опыт и могут узнавать и понимать обращенную к ним устную и письменную речь, а также анализировать собственную речь.

Выделение специализированных структур коры и подкорковых образований, ответственных за способность произносить и понимать речь, основана на клинических данных, полученных во время операций на головном мозге. В частности, широкую известность получили исследования У. Пенфилда. Вл время операций на открытом мозге, которые иногда выполняются под местной анестезией, У. Пенфилд с помощью слабых токов раздражал речевые зоны коры, в том числе центры Брока и Вернике, и получал изменения речевой активности пациентов. Благодаря работам Пенфилда и других исследователей было установлено, что с помощью электростимуляции можно выделить все зоны и участки коры, включающиеся в выполнение той или иной речевой задачи. В целом, сегодня нет оснований сомневаться в наличии центров речи, в том числе моторного центра речи Брока, сенсорного центра речи Вернике, которые относят к центральному органу речи, а также центра письма, центра заученных движений, оптического центра речи и центров речевой памяти.

Центр Брока находится в лобной области у основания нижней, или третьей лобной извилины. Часто его называют речедвигательным центром. Кроме того, в лобной доле находятся центры движения губ и языка, а также центры письма. При поражении этих центров (афазия Брока) собственная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью. Больные с такой афазией осознают большую часть своих речевых ошибок. Они могут общаться с большим трудом и лишь незначительную часть времени.

Центр Вернике находится в височной области в задней трети верхней (или первой) височной извилины. Этот центр называют сенсорным центром речи. Он обеспечивает способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. фонематический слух. Благодаря такому слуху человек может воспринимать фонемы данного языка. При нарушении этого центра возникает сенсорная афазия. Это утрата способности понимать речь при сохранении способности говорить. У таких больных появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку. В тяжелых случаях больные с афазией Вернике воспринимают родной язык как неизвестный им иностранный язык. Речь таких больных достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больные не замечают своих дефектов.

Афазия как результат постепенного (например, при атеросклерозе головного мозга) или внезапного (например, при инсульте) поражения центров речи приводит к социальной изоляции больного. Он утрачивает способность общаться с окружающими, а те в свою очередь не могут понять, что нарушение речи связано не с изменением структуры его личности, а с повреждением его мозговых центров речи. Таки больные страдают вдвойне или даже втройне: от афазии, от ложного истолкования природы их заболевания и от отсутствия (или неверно назначенного) лечения.

Эмоция в переводе с латинского – возбуждать, волновать.

Уильям Джеймс был одним из первых, кто попытался более 100 лет назад дать научное определение термину «эмоция» и объяснить физиологические механизмы, лежащие в основе этого важнейшего процесса, характерного для человека и высших животных. С тех пор в литературе дано много различных определений слову «эмоция» и предложено много теорий, однако до настоящего времени полной ясности в этом вопросе не существует. Значительный прогресс в понимании физиологических основ эмоций связан с именем выдающегося отечественного физиолога Павла Васильевича Симонова, автора наиболее признанной сегодня потребностно-мотивационной теории эмоций.

Большинство авторов приходят к выводу о том, что эмоции представляют собой особую форму психического отражения, при которой субъект выражает свое отношение ко всему происходящему во внешней или внутренней среде (хорошая или плохая ситуация). У человека эмоции чаще всего осознаются, т.е. вербализуются в виде определенного чувства и настроения, хотя кроме субъективного компонента эмоции сопровождаются поведенческими, вегетативными и эндокринными компонентами.

Физиологическая роль эмоций.

Эмоции играют важную роль в жизни человека и животных. Все психологи и физиологи едины во мнении, что эмоции выполняют не одну, а несколько функций. Конкретное формулирование этих функций, в определенной степени, основано на представлении о физиологических механизмах, лежащих в основе эмоций, и биологической роли эмоций.

Все авторы признают, что эмоции служат для общения между людьми (или животными), т.е. выполняют коммуникативную функцию. Для человека эта функция выражается в передаче сообщений о внутреннем психическом состоянии человека другим людям (с помощью мимики, жестов, характера речи и в целом поведения) и восприятие подобных сообщений от других людей.

Отражательная или оценочная функция означает, что с участием эмоций происходит оценка вероятности достижения цели, т.е. удовлетворения актуальной потребности, совершается обобщенная оценка внешних или внутренних событий. Например, за счет этой функции эмоции (тревога, страх) защищают нас от опасности.

Побуждающая функция заключается в том, что эмоции побуждают совершение действия, направленного на удовлетворение потребности.

Переключательная функция отражает причастность эмоции к выбору наиболее важной мотивации из числа конкурирующих в данный момент мотиваций. Иначе говоря, конкретная поведенческая реакция определяется наиболее сильно выраженной, т.е. доминантной эмоцией. Доминантная эмоция может быть не только отрицательной, но и положительной. Попутно отмечу, что для детей дошкольного и среднего школьного возраста в организации поведения более значимы положительные эмоции, а для подростков – отрицательные.

Подкрепляющая функция означает, что положительные эмоции способствуют выработке условного рефлекса, т.е. они являются наградой за правильно выполненное действие, а отрицательные эмоции препятствуют этому процессу, являясь важнейшим механизмом выработки внутреннего торможения.

Тот факт, что эмоции одновременно могут выполнять не одну функцию, а несколько, объясняет многообразие проявлений эмоций и механизмов, участвующих в их формировании.

Кроме того, надо отметить, что у человека эмоции могут выполнять не только полезную роль. Во многих случаях именно отрицательные эмоции могут стать причиной стресса, инфаркта миокарда, язвенной болезни, инсульта, стойкой гипертонии и других болезней, а в отдельных случаях – смертельных исходов. Положительно окрашенные эмоции, как правило, таких резких отрицательных воздействий на организм не оказывают, но к их формированию следует также относиться бережно – чрезмерно выраженная положительная эмоция может нанести вред здоровью. Во многом это связано с наличием выраженного вегетативного компонента при формировании эмоций, особенно, при чрезмерной активации симпатической нервной системы. Кроме того, положительные эмоции могут способствовать формированию патологического пристрастия (наркомании).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: