Цели, модель производства и результат деятельности предприятия

Рынок

Исходные категории формирования рыночных связей

В центре всякой предпринимательской деятельности находится потребитель со своей нуждой. Нужда выступает как главный побудительный мотив управления и первая ступень «лестницы» на пути к рынку (рис. 1.1).

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Нужда переходит в потребность, приобретает в ней конкретный материальный облик (например, в одежде, обуви, жилье), а материальный облик определяется средой, условиями, традицией.

По существу с потребности и начинается рынок. Потребность выступает как причина производственно-рыночных взаимодействий и, одновременно, как цель предпринимательства - «удовлетворить потребность».

Мослоу называет 5 ступеней потребности:

1 - физиологические потребности (голод, жажда и др.);

2 - потребность самосохранения (безопасность, стадность, защищенность, размножение);

3 - социальные потребности (чувство духовной близости, любовь и т.п.);

4 - потребность в уважении (самоуважение, признание, статус);

5 - потребность в самоутверждении (саморазвитие, самореализация).

 
Производство и управление производством СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Маркетинг


Обмен, сделка

Товар


Запрос, спрос


Потребность


Нужда

Рисунок 1.1 – “Лестница” рыночных категорий

Потребности 3-5 ступеней, по существу, характеризуют человека, отличающего его от животного мира, а потребности 4-5 ступеней - человека как личность в обществе. Они выступают как побудительные мотивы создания цивилизации – личности и общества.

Запрос (спрос) - потребность, подкрепленная покупательной способностью потребителя. Спрос выступает как ограничитель потребности и сам ограничивается возможностью приобретения. По этому признаку обычно изучаются и классифицируются потребители.

Товар – материальные носители и услуги, способные удовлетворить потребность и предлагаемые с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. В основе товара лежит товарная единица - потребительская целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Выделяют 3 этапа создания товара: по замыслу, в реальном исполнении и товар с подкреплением.

Обмен – акт получения желаемого товара с предложением чего-либо в обмен. Виды обменов: передача; децентрализованный обмен; централизованный обмен.

Сделка - коммерческий обмен ценностями двумя сторонами. Различают денежные и бартерные виды сделок. Условиями совершения сделки должны быть наличие, по меньшей мере, двух ценностно значимых объектов. Условия, время и место сделки согласовываются.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Различают следующие виды рынков: демографический (потребительский); организаций; государственный; географический (в т.ч. международный); промежуточный (перепродажа, опт, розница).

Каждый рынок характеризуется спросом на товар. Различают следующие виды спроса: отрицательный (например, радиоактивные отходы); отсутствие спроса; скрытый спрос; падающий спрос; нерегулярный спрос; полноценный спрос; чрезмерный спрос (в запас на случай дефицита, суперинфляции и др.); нерациональный спрос (на табак, наркотики, алкоголь и т.д.).

Основная цель деятельности коммерческого предприятия состоит в максимизации чистого дохода (прибыли) ЧД, получаемого в рамках ограничений, накладываемых действующим законодательством, которое призвано защищать интересы государства и наемных работников.

ЧД = ВД – (И + ОП) ® max;

где ВД – выручка (валовый доход);

И – издержки, связанные с получением результата;

ОП – обязательные платежи.

Величина валового дохода зависит от количества реализуемых результатов производства Кр (объемов производства и оказанных услуг) и от цен единицы каждого вида продукции Ц ВД = åЦ × Кр. Цена же в конкурентной рыночной экономике определяется общей конъюнктурой рынка, т.е. величиной совокупного спроса и предложения на конкретную продукцию (товар, услугу).

Менеджер в своей управленческой деятельности вынужден искать компромисс, решая две главные противоречивые задачи: сохранять и увеличивать первоначально вложенный в дело капитал; поддерживать и повышать достигнутый уровень благосостояния. В первом случае часть получаемого чистого дохода направляется в фонд накопления, во втором – в фонд потребления.

Регулируя входные показатели можно «удерживать» производство на его плановой «траектории» либо даже вывести на эталонный уровень. Реализацию этой комплексной задачи и должны обеспечивать методы и механизм контроллинга, включающего решение задач контроля и учета, экономического анализа и бизнес - планирования. Первая проблема на этом пути состоит в установлении экономико-технологической модели производственного процесса.

В процессе производства используются (преобразуются в конечную, товарную продукцию) три основных вида взаимонезаменяемых ресурсов, три совокупных фактора производства: живой труд, средства труда и предметы труда. Ресурсы живого труда – это персонал предприятия, рабочая сила, определяемая как способность человека к труду. Ресурсы средств труда предприятия составляют его основной капитал. В натурально – вещественном виде это основные производственные фонды, а в денежной оценке - основные средства. Ресурсы предметов труда – это необходимые для нормального хода производства запасы сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов (полуфабрикаты, комплектующие изделия и др.), а также запасы товаров, обеспечивающие бесперебойный процесс реализации. Они образуют вещественную часть оборотного капитала предприятия. Кроме них сюда входят средства в расчетах, свободные денежные средства и некоторые другие виды финансовых активов.

Издержки по факторам производства (живой труд, средства и предметы труда) трансформируются в себестоимость продукции. Себестоимость должна быть ниже стоимости (цены, денежной выручки), получаемой от реализации продукции. Денежной выручки должно быть достаточно, чтобы обеспечить расходы собственника по следующим направлениям:

· на возмещение затрат по обеспечению простого или расширенного воспроизводства;

· для удовлетворения личных потребностей (фонд потребления);

· во внешнюю по отношению к предприятию среду (уплата налогов, погашение кредита и процентов по нему, платежи во внебюджетные и специальные фонды и др.).

Все эти связи отражаются в принципиальной экономико-технологической модели производственно-хозяйственного процесса, в направлениях потоков ресурсов, затрат и результатов (рис. 1.2). Если её составные элементы представить в денежной форме и формализовать их взаимодействие, то она может использоваться как имитационная модель для изучения и управления производственно–хозяйственной деятельностью предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: