Рынок
Исходные категории формирования рыночных связей
В центре всякой предпринимательской деятельности находится потребитель со своей нуждой. Нужда выступает как главный побудительный мотив управления и первая ступень «лестницы» на пути к рынку (рис. 1.1).
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Нужда переходит в потребность, приобретает в ней конкретный материальный облик (например, в одежде, обуви, жилье), а материальный облик определяется средой, условиями, традицией.
По существу с потребности и начинается рынок. Потребность выступает как причина производственно-рыночных взаимодействий и, одновременно, как цель предпринимательства - «удовлетворить потребность».
Мослоу называет 5 ступеней потребности:
1 - физиологические потребности (голод, жажда и др.);
2 - потребность самосохранения (безопасность, стадность, защищенность, размножение);
3 - социальные потребности (чувство духовной близости, любовь и т.п.);
|
|
4 - потребность в уважении (самоуважение, признание, статус);
5 - потребность в самоутверждении (саморазвитие, самореализация).
Производство и управление производством СТАДИЯ РЕАЛИЗАЦИИ |
Обмен, сделка
Товар
Запрос, спрос
Потребность
Нужда
Рисунок 1.1 – “Лестница” рыночных категорий
Потребности 3-5 ступеней, по существу, характеризуют человека, отличающего его от животного мира, а потребности 4-5 ступеней - человека как личность в обществе. Они выступают как побудительные мотивы создания цивилизации – личности и общества.
Запрос (спрос) - потребность, подкрепленная покупательной способностью потребителя. Спрос выступает как ограничитель потребности и сам ограничивается возможностью приобретения. По этому признаку обычно изучаются и классифицируются потребители.
Товар – материальные носители и услуги, способные удовлетворить потребность и предлагаемые с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления. В основе товара лежит товарная единица - потребительская целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Выделяют 3 этапа создания товара: по замыслу, в реальном исполнении и товар с подкреплением.
Обмен – акт получения желаемого товара с предложением чего-либо в обмен. Виды обменов: передача; децентрализованный обмен; централизованный обмен.
Сделка - коммерческий обмен ценностями двумя сторонами. Различают денежные и бартерные виды сделок. Условиями совершения сделки должны быть наличие, по меньшей мере, двух ценностно значимых объектов. Условия, время и место сделки согласовываются.
|
|
Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Различают следующие виды рынков: демографический (потребительский); организаций; государственный; географический (в т.ч. международный); промежуточный (перепродажа, опт, розница).
Каждый рынок характеризуется спросом на товар. Различают следующие виды спроса: отрицательный (например, радиоактивные отходы); отсутствие спроса; скрытый спрос; падающий спрос; нерегулярный спрос; полноценный спрос; чрезмерный спрос (в запас на случай дефицита, суперинфляции и др.); нерациональный спрос (на табак, наркотики, алкоголь и т.д.).
Основная цель деятельности коммерческого предприятия состоит в максимизации чистого дохода (прибыли) ЧД, получаемого в рамках ограничений, накладываемых действующим законодательством, которое призвано защищать интересы государства и наемных работников.
ЧД = ВД – (И + ОП) ® max;
где ВД – выручка (валовый доход);
И – издержки, связанные с получением результата;
ОП – обязательные платежи.
Величина валового дохода зависит от количества реализуемых результатов производства Кр (объемов производства и оказанных услуг) и от цен единицы каждого вида продукции Ц ВД = åЦ × Кр. Цена же в конкурентной рыночной экономике определяется общей конъюнктурой рынка, т.е. величиной совокупного спроса и предложения на конкретную продукцию (товар, услугу).
Менеджер в своей управленческой деятельности вынужден искать компромисс, решая две главные противоречивые задачи: сохранять и увеличивать первоначально вложенный в дело капитал; поддерживать и повышать достигнутый уровень благосостояния. В первом случае часть получаемого чистого дохода направляется в фонд накопления, во втором – в фонд потребления.
Регулируя входные показатели можно «удерживать» производство на его плановой «траектории» либо даже вывести на эталонный уровень. Реализацию этой комплексной задачи и должны обеспечивать методы и механизм контроллинга, включающего решение задач контроля и учета, экономического анализа и бизнес - планирования. Первая проблема на этом пути состоит в установлении экономико-технологической модели производственного процесса.
В процессе производства используются (преобразуются в конечную, товарную продукцию) три основных вида взаимонезаменяемых ресурсов, три совокупных фактора производства: живой труд, средства труда и предметы труда. Ресурсы живого труда – это персонал предприятия, рабочая сила, определяемая как способность человека к труду. Ресурсы средств труда предприятия составляют его основной капитал. В натурально – вещественном виде это основные производственные фонды, а в денежной оценке - основные средства. Ресурсы предметов труда – это необходимые для нормального хода производства запасы сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов (полуфабрикаты, комплектующие изделия и др.), а также запасы товаров, обеспечивающие бесперебойный процесс реализации. Они образуют вещественную часть оборотного капитала предприятия. Кроме них сюда входят средства в расчетах, свободные денежные средства и некоторые другие виды финансовых активов.
Издержки по факторам производства (живой труд, средства и предметы труда) трансформируются в себестоимость продукции. Себестоимость должна быть ниже стоимости (цены, денежной выручки), получаемой от реализации продукции. Денежной выручки должно быть достаточно, чтобы обеспечить расходы собственника по следующим направлениям:
· на возмещение затрат по обеспечению простого или расширенного воспроизводства;
· для удовлетворения личных потребностей (фонд потребления);
· во внешнюю по отношению к предприятию среду (уплата налогов, погашение кредита и процентов по нему, платежи во внебюджетные и специальные фонды и др.).
|
|
Все эти связи отражаются в принципиальной экономико-технологической модели производственно-хозяйственного процесса, в направлениях потоков ресурсов, затрат и результатов (рис. 1.2). Если её составные элементы представить в денежной форме и формализовать их взаимодействие, то она может использоваться как имитационная модель для изучения и управления производственно–хозяйственной деятельностью предприятия.