Инструментарий контроллинга
В инструментарий контроллинга входит широкий набор методов, действий и параметров (инструментов контроллинга), касающихся:
· формирования структуры бизнеса;
· планирования и бюджетирования;
· применения системы (систем) показателей оценки деятельности фирмы и подразделений;
· систем управленческого и интегрального учёта;
· анализа отклонений в системе бизнеса и др.
В современных условиях предприятие должно ориентироваться одновременно по двум направлениям:
· на желания клиентов;
· постоянно повышать результативность работы самого предприятия.
Ориентация на объемные критерии (доход с оборота, сумма баланса, рост номенклатурной продукции, производственных мощностей и т.п.) должна смениться клиент-ориентированным мышлением (показатели рентабельности и ликвидности по всем направлениям и видам бизнеса). Соответственно должна формироваться и клиент ориентированная структура управления с направленностью подобных критериев не только по отношению к внешним клиентам, но и к «клиентам» внутри предприятия. При этом предприятие представляется состоящим из трех видов квазипредприятий по их «удаленности» от реального рынка (центры ответственности) (табл. 5.1).
|
|
Таблица 5.1 – Три вида центров ответственности
Центр затрат | Сервис-центр | Профит-центр |
Выполняются стандартные работы по фактически возникающим затратам. | Результат деятельности оценивается по обороту на внутреннем рынке предприятия по ценам, аналогичным рыночным. | Работает по реальным рыночным ценам с получением дохода с оборота из внешнего рынка. |
Сильно интегрирован в производственном процессе. Необходимости в поиске клиентов нет. | Ограничен в поиске клиентуры на стороне, но не исключает этого. | Практически полная свобода клиентов на рынке. |
Пример: отдел обработки производственной информации. | Пример: отдел компьютерных технологий, работающий по внутренним тарифам. | Пример: подразделение основного производства, реализующее продукцию на внешнем рынке. |
При клиентоориентированной структуре управления необходимы:
· четкая формулировка задач и разделение сфер компетентности между центрами ответственности;
· покупка профит-центрами услуг у сервисных центров;
· центры затрат должны работать в жестких рамках бюджета;
· надежная система расчетов, позволяющая выявлять:
ü сколько будет стоить клиентам продукт или услуга;
ü сколько ресурсов на это израсходовано;
ü что в результате заработано.
Профит-центры могут выделяться по продуктам, регионам, филиалам, странам, типам клиентов. Они могут взаимодействовать друг с другом в рамках матричной взаимосвязи нескольких направлений бизнеса (например, региональные профит-центры могут пользоваться услугами специалистов продуктовых профит-центров). Наличие нескольких профит-центров ведет к необходимости усиления координации функций планирования, учета, анализа и контроля. А это возможно лишь в рамках принятой методологии и с использованием инструментария контроллинга.
|
|
Главное правило расчетной схемы контроллинга при определении эффективности работ профит-центра: «Отвечать можно за то, на что можешь оказать прямое влияние».
В качестве основного инструмента расчета и оценки эффективности профит-центра выступает методика исчисления маржинальный прибыли МП – 1, МП – 2, МП – 3, МП – 4.
МП – 1 определяется как разница между брутто – доходом БД и переменными затратами Зпер на продукт.
МП1=БД-Зпер
Оценивается эффективность и приоритетность производимой продукции.
МП – 2 разница между МП – 1 и прямыми фиксированными затратами профит-центра Зпф на рекламу и стимулирование сбыта, послепродажное обслуживание и т.п.
МП2=МП1-Зпф
Оценивается эффективность мероприятий по продвижению товара на рынок.
МП – 3 разница между МП – 2 и прямыми фиксированными издержками на управление профит-центром Зупр.
МП3=МП2-Зупр
Используются для оценки эффективности работ профит-центра в целом.
МП – 4 разница между МП – 3 и фиксированными издержками Зиу на управление предприятия в целом (концерном, холдингом и т.п.).
М=МП3-Зиу
Позволяет судить (условно) об эффективности профит-центра, определяемой рамками существующей организационной структуры.
Рассматриваемая схема расчета приемлема и для сервис – центра, но при учете вместо реального дохода объема внутренних услуг.
Со временем центры затрат должны трансформироваться в сервис-центры. А профит-центры и сервис-центры должны соблюдать принцип единообразия расчетов эффективности, что обязательно в контроллинге.