Концептуальные основы финансового менеджмента 8 страница

· Распределение долга среди большого числа покупателей исключает зависимость от одного кредитора и уменьшает вероятность потери контроля над собственной компанией.

· Конкурентная борьба между инвесторами за возможность участия в облигационном займе может снизить стоимость эмиссии облигаций для эмитента (в части как банковских комиссий, так и процентных расходов).

2. Возможность привлечения большего объема денежных средств. Минимальный объем эмиссии облигаций, при котором она становится эффективной, составляет не менее 250-300 млн. руб. (~10 млн. долл.). Получить банковский кредит в таком объеме практически невозможно.

3. Возможность привлечения более «длинных» денег. По мере развития рынка корпоративных облигаций возможности привлечения «длинных денег» расширяются за счет того, что такие инвесторы, как пенсионные фонды и страховые компании, будут более активно вкладывать деньги в эти ценные бумаги.

Недостатки облигационного займа по сравнению с кредитом.

1. Сложность подготовки и регистрации эмиссии облигаций. Главным недостатком выпуска облигаций, по сравнению с получением кредита, является сложная процедура подготовки документов для эмиссии облигаций: подготовка объемных документов (проспект эмиссии содержит до 300 страниц), регистрация их в государственных инстанциях и т. д.

2. Облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредиты могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия).

3. Уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства.

4. После выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигациям; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные по сравнению со среднерыночными расходы по обслуживанию своего долга.

5. Необходимость дополнительных расходов при выпуске облигаций. При привлечении банковского кредита компания несет только процентные расходы, а при выпуске облигаций к процентам прибавляются дополнительные издержки в пределах 2-3% от объема эмиссии. При этом ставки процентных выплат по облигациям и банковским кредитам почти одинаковы.

Рассмотрим некоторые из затрат поподробнее.

1. Второй по значимости статьей расходов при выпуске облигаций является вознаграждение организатору эмиссии. Размер этой комиссии в среднем колеблется от 1 до 2% от объема выпуска. В настоящее время между крупнейшими инвестиционными банками идет конкурентная борьба за потенциальных заемщиков, и это заставляет их снижать размеры комиссионного вознаграждения. Иногда нижняя планка комиссии может составлять менее 1%.

2. Оплата услуг организации, осуществляющей переход прав собственности на облигации выпуска (депозитарно-клиринговая компания), плюс услуги фондовых бирж – 0,0025% от номинальной суммы выпуска.

Однако существуют при выпуске облигаций и «постоянные издержки», размер которых не снижается с течением времени – это маркетинговые затраты. К ним относятся расходы на подготовку презентаций для потенциальных инвесторов, выпуск презентационных материалов, публикацию в прессе необходимых документов (сообщения о дате начала размещения облигаций, оферты, сообщения о государственной регистрации отчета об итогах выпуска), средняя величина которых может составить около 10-20 тыс. долл.

Наличие этих затрат делает неэффективным размещение небольших эмиссий и поднимает минимальную планку облигационного займа в среднем до 250-300 млн. руб. Кроме того, с увеличением объемов займа возрастает и его ликвидность, поэтому вместо нескольких небольших по объему выпусков лучше разместить один крупный.

Рассмотрим следующий источник долгосрочного финансирования – финансовый лизинг.

В настоящий момент в России рынки ценных бумаг развиты недостаточно, а банки предпочитают работать с крупными предприятиями, способными предоставить достаточное обеспечение, и имеющими стабильную кредитную линию (то есть документальное подтверждение того, насколько аккуратно осуществлялись выплаты и возврат предыдущих кредитов). Поэтому малые и средние предприятия или недавно образованные компании чаще всего не имеют доступа к банковскому финансированию, а уж тем более к эмиссии собственных облигаций. Часто единственным источником внешнего долгосрочного финансирования для подобных предприятий становится финансовая аренда (лизинг).

Выделяют следующие преимущества лизинга по сравнению с банковским кредитом:

1. Решение об осуществлении лизинговой сделки основывается в большей мере на способности лизингополучателя генерировать достаточную сумму денежных средств для выплаты лизинговых платежей, и в меньшей степени зависит от кредитной истории предприятия.

2. Финансовый лизинг удовлетворяет потребность в наиболее дефицитном виде заемного капитала – долгосрочном кредите.

3. Финансовый лизинг обеспечивает полный объем удовлетворения конкретной целевой потребности предприятия в заемных средствах. Использование финансового лизинга в конкретных целях позволяет предприятию полностью исключить иные формы финансирования.

4. Не требуется дополнительного обеспечения, поскольку собственность на актив сохраняется за лизингодателем, для осуществления сделки не требуется дополнительного обеспечения. Дополнительной формой такого обеспечения кредита является обязательное страхование лизингуемого актива лизингополучателем в пользу лизингодателя.

5. Благоприятный налоговый режим – отнесение лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость продукции. Как следствие – меньший отток денежных средств, чем при приобретении основных средств в собственность. По банковскому кредиту аналогичный "налоговый щит" распространяется лишь на платежи по обслуживанию кредита, а не на сумму основного долга по нему.

Перечисленные кредитные аспекты финансового лизинга определяют его как достаточно привлекательный кредитный инструмент в процессе привлечения предприятием заемного капитала для обеспечения своего экономического развития.

Можно выделить также и недостатки лизинга:

1. Удорожание себестоимости продукции в связи с тем, что размер арендной платы обычно намного выше, чем размер амортизационных отчислений. Это может ослабить позиции предприятия в ценовой конкуренции или снизить уровень рентабельности его хозяйственной деятельности.

2. Осуществление ускоренной амортизации может быть произведено лишь с согласия арендодателя, что ограничивает возможности предприятия в формировании собственных ресурсов за счет проведения необходимой амортизационной политики.

3. Невозможность существенной модернизации используемого имущества без согласия арендодателя, что ограничивает скорость его обновления и улучшения в целях повышения рентабельности использования.

4. Более высокая в отдельных случаях стоимость обслуживания лизинговых платежей в сравнении с обслуживанием долгосрочного банковского кредита.

3. Достоинства и недостатки краткосрочных источников финансирования

Долгосрочное финансирование имеет значение с позиции стратегии развития предприятия; что касается повседневной его деятельности, то ее успешность в значительной степени определяется эффективностью управления краткосрочными пассивами. По сравнению с долгосрочным финансированием краткосрочное имеет несколько преимуществ. Оно, как правило, легче осуществляется, менее затратно и имеет большую гибкость. Отрицательные стороны: оно подвержено влиянию изменений процентных ставок, часто требуется дополнительное финансирование, имеется риск неплатежа (быстро наступает срок погашения ссуды), а любая неуплата наносит вред рейтингу кредитоспособности компании.

Рассмотрим достоинства и недостатки различных источников краткосрочного финансирования деятельности предприятия.

Банковский кредит. Привлечение предприятиями кредитов на развитие производства приводит (при приемлемых процентах и умелом использовании финансового рычага) к повышению рентабельности собственных средств, а для акционерных обществ – также к увеличению прибыли в расчете на акцию.

Преимущества. Кредит — это самый распространенный и самый простой способ получения денег для краткосрочных проектов или для пополнения оборотных средств. При получении кредитов все затраты предприятия будут сводиться только к выплате процентов по займу.

Недостатки. Кредит относится к разряду обеспеченного финансирования: заемщику придется позаботиться о залоге, стоимость которого должна, как правило, в 1,5—2 раза превышать объем получаемых средств. Банк, как правило, очень низко оценивает «залоговое имущество». Возможность получения кредита во многом зависит от взаимоотношений компании с конкретным банком. Поэтому, налаживая сотрудничество с новым банком, предприятие каждый раз фактически начинает «с нуля». Проблема в том, что кредитная история, созданная компанией в одном банке, может не иметь никакого веса для другого. Получение банковского кредита можно назвать повседневным инструментом привлечения средств для финансирования текущей деятельности предприятия. Если же бизнес компании существенно расширяется и фирме необходимы долгосрочные заемные средства, то получение кредита может превратиться в длительный и сложный процесс. Тогда следует обратить внимание на другие финансовые инструменты.

Вексель является ценной бумагой, что обусловливает многие его преимущества перед кредитом. Во-первых, если компании необходимо привлечь значительные средства, то можно разбить требуемую сумму на части и выписать несколько векселей, которые попадут к разным инвесторам. В случае же кредитования фирме будет довольно сложно получить несколько займов от разных банков под один и тот же проект. Во-вторых, как ценная бумага, вексель может быть передан другому лицу или выставлен на торги на вторичном рынке ценных бумаг, что делает его в глазах инвестора более ликвидным, чем кредит.

Еще одним из достоинств векселей можно назвать простоту оформления их выпуска. Так как вексель не является эмиссионной ценной бумагой, то его выпуск не нужно регистрировать в ФКЦБ. Не нужно также платить комиссионное вознаграждение депозитарию и бирже.

Удачное размещение собственных векселей формирует у компании положительную кредитную историю, о которой будет знать большое число потенциальных инвесторов. Поэтому последующие выпуски векселей фирма сможет разместить гораздо выгоднее: по более низким процентным ставкам и на более длительные периоды времени.

Для многих инвесторов, готовых вложить свои деньги на короткий срок, векселя привлекательны тем, что в случае их непогашения с должника проще получить деньги, чем при невозврате кредита или неплатеже по облигации. Если вексель не погашен в срок, инвестор опротестовывает его у нотариуса, то есть заверяет у нотариуса, что вексель не оплачен и после этого обращается в суд общей юрисдикции за судебным приказом. Судебный приказ выдается без судебного разбирательства (дело не рассматривается в арбитражном суде) и является исполнительным документом, на основании которого можно обращать взыскание на имущество должника. Порядок упрощенного взыскания денег по неоплаченным векселям дисциплинирует векселедателя и укрепляет надежность векселя в глазах инвестора.

Недостатки. Если для получения кредита предприятию придется раскрыть свою финансовую и управленческую отчетность только одному банку-кредитору на условиях полной конфиденциальности, то в случае выпуска публичных финансовых инструментов — векселей, облигаций или акций — компании придется стать полностью открытой и прозрачной перед любым покупателем соответствующих бумаг. При этом от степени открытости предприятия будут зависеть стоимость и объем привлеченных средств.

Поскольку векселя распространяются среди широкого круга инвесторов, предприятию помимо процентных выплат, скорее всего, придется нести дополнительные расходы на привлечение финансового консультанта, который поможет правильно оценить возможности векселедателя и разместить выпущенные векселя среди инвесторов, а затем создать условия для обращения этих векселей на вторичном рынке. Вознаграждение финансового консультанта, как правило, составляет 0,2—0,3% от объема выпуска векселей.

Еще одним недостатком векселей является их бумажная форма. Компании — владельцы векселей вынуждены нести расходы по их хранению и транспортировке (для погашения векселя необходимо доставить его векселедателю). Нередки случаи подделки векселей, что провоцирует недоверие к ним со стороны участников рынка. Кроме того, если произойдет утеря векселя, владелец лишится всех прав на причитающиеся по векселю деньги.

Вексель традиционно используется для финансирования оборотного капитала и выпускается обычно на срок до шести месяцев. Как правило, выпускать векселя на более длительный срок могут позволить себе лишь крупные компании, имеющие публичную кредитную историю.

Кредиторская задолженность. Экономическая сущность кредиторской задолженности состоит в том, что это не только часть имущества организации, как правило, денежные средства, но и товарно-материальные ценности, например в обязательствах по товарному кредиту. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют право требования на нее. Невозврат долга влечет за собой применение к должнику определенных имущественных санкций: взыскание неустойки, предусмотренной договором; штрафов, установленных законом; процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате.

4. Особые формы финансирования

Особыми формами финансирования деятельности предприятия является факторинг и форфейтинг.

Факторинг представляет собой финансовую операцию, заключающуюся в уступке предприятием-продавцом права получения денежных средств по платёжным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга.

Рис. Схема факторингового обслуживания.

1 – поставка товара на условиях отсрочки платежа;

2 – уступка права требования долга по поставке банку;

3 – выплата досрочного платежа (от 70 до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки;

4 – оплата за поставленный товар;

5 – выплата остатка средств (10 – 30%, после оплаты покупателем) за минусом комиссии.

За осуществление такой операции банк взимает с предприятия-продавца определённую комиссионную плату в процентах к сумме платежа. Ставки комиссионной платы дифференцируются с учётом уровня платёжеспособности покупателя продукции и предусмотренных сроков её оплаты. При проведении такой операции банк в срок до трех дней осуществляет кредитование предприятия-продавца в форме предварительной оплаты долговых требований по платёжным документам (обычно в размере от 70 до 90% суммы долга в зависимости от фактора риска). Остальные 10 – 30% суммы долга временно депонируются банком в форме страхового резерва при его непогашении покупателем (эта депонированная часть долга возвращается предприятию-продавцу после полного погашения суммы долга покупателем).

Преимущества факторинга для поставщика:

· возможность пополнения оборотных средств;

· ускорение оборачиваемости оборотных средств;

· расширение ассортимента, что влечет приток новых покупателей;

· предоставление более льготных условий оплаты для покупателей;

· рост объёма продаж, а значит, и рост прибыли;

· улучшение структуры баланса – появляется возможность взять кредит, например, для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров.

Таким образом, при факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве и на необходимый срок.

Однако не все покупатели решаются работать с поставщиком на условиях факторинга, поскольку не хотят видеть в качестве кредитора мощный банк вместо постоянного партнера. Стремясь избежать осложнений, банки требуют, чтобы к договору поставки оформлялось приложение, в котором покупатель фиксировал бы свое согласие перечислить деньги за товар на счёт банка.

Главный недостаток факторинга в том, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита. Факторинговая комиссия представляет собой общую плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из следующих составляющих:

· сбор за обработку документов;

· факторинговая комиссия;

· проценты за использование денежных средств, предоставленных банком клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных документов.

Форфейтинг представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путём передачи переводного векселя в пользу банка с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путём выплаты по учтённому векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортёра.

Рис. Финансовый механизм осуществления операции форфейтинга

На первой стадии (I) предприятие-экспортёр и предприятие-импортёр заключают между собой соглашение о поставке продукции, формах и сроках платежа. Предприятие-импортёр в соответствии с соглашением обязуется осуществлять платежи посредством коммерческих векселей, гарантированных банком его страны.

На второй стадии (II) предприятие-экспортёр заключает соглашение с банком своей страны, который обязуется за комиссионное вознаграждение финансировать поставки продукции путём выплат по учтённым им векселям.

На третьей стадии (III) предприятие-импортёр индоссирует свои векселя в банке своей страны.

На четвёртой стадии (IV) банк страны импортёра пересылает индоссированные им векселя предприятия-импортёра в адрес предприятия-экспортёра.

На пятой стадии (V) предприятие-экспортёр продаёт векселя банку своей страны и получает за это соответствующие средства.

На шестой стадии (VI) банк страны-экспортёра индоссирует векселя, перепродавая их на рынке ценных бумаг.

По своей сути форфейтинг соединяет в себе элементы факторинга (к которому предприятия-экспортеры прибегают в случае высокого кредитного риска) и учёта векселей (с их индоссаментом только в пользу банка). Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортёру немедленно получать денежные средства путём учёта векселей. Однако его недостатками является, сложность финансового механизма, что требует значительного времени на согласование и высокая стоимость, поэтому предприятию-экспортёру следует проконсультироваться с банком ещё до начала переговоров с иностранным импортёром продукции, чтобы иметь возможность включить расходы по форфейтинговой операции в стоимость контракта.


ТЕМА 7. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

1. Понятие и основные элементы оборотного капитала

Оборотные средства (активы) являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия, так как в процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятие нуждается в денежных средствах, необходимых для изготовления продукции, закупки сырья и материалов и так далее, а затем в средствах, которые требуются на ее реализацию.

Таким образом, оборотный капитал – это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции.

Оборотные средства определяются как совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства, полностью потребляются в каждом производственном цикле и переносят всю свою стоимость на вновь созданную продукцию. Натурально-вещественным содержанием оборотных производственных фондов являются предметы труда, которые находятся в производственных запасах (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные изделия и полуфабрикаты, тара, запасные части для ремонта, инструмент и т.д.), предметы труда, которые вступили в процесс производства (незаконченная продукция, полуфабрикаты собственного производства), и расходы будущих лет на освоение новой продукции и совершенствование технологии.

Фонды обращения непосредственно не участвуют в процессе производства. Их назначение состоит в обеспечении ресурсами процесса обращения, в обслуживании кругооборота средств предприятия и достижении единства производства и обращения. Фонды обращения включают готовую продукцию на складе предприятия, товары, отгруженные и находящиеся в пути, денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетных счетах в банках, а также в расчетах.

Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость предварительной их классификации. С позиций финансового менеджмента эта классификация оборотных активов строится по следующим основным признакам.

1. По характеру финансовых источников формирования выделяют валовые, чистые и собственные оборотные активы.

а) Валовые оборотные активы характеризуют общий их объем, сформированный за счет как собственного, так и заемного капитала.

б) Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует ту часть их объема, которая сформирована за счет собственного и долгосрочного заемного капитала.

Сумму чистых оборотных активов (чистого рабочего капитала) рассчитывают по следующей формуле:

ЧОА = ОА – ТФО

где ЧОА – сумма чистых оборотных активов предприятия;

ОА – сумма валовых оборотных активов предприятия;

ТФО – краткосрочные (текущие) финансовые обязательства предприятия.

в) Собственные оборотные активы характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия. Сумму собственных оборотных активов предприятия рассчитывают по формуле:

СОА = ОА – ДЗК – ТФО

где СОА – сумма собственных оборотных активов предприятия;

ОА – сумма валовых оборотных активов предприятия;

ДЗК – долгосрочный заемный капитал, инвестированный в оборотные активы предприятия;

ТФО – текущие финансовые обязательства предприятия. Если предприятие не использует долгосрочный заемный капитал для финансирования оборотных средств, то суммы собственных и чистых оборотных активов совпадают.

Собственные оборотные средства обеспечивают платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Главным источником увеличения собственных оборотных средств является прибыль предприятия.

Однако не всякое увеличение собственных оборотных средств является положительным. Если их рост одновременно сопровождается с ростом дебиторской задолженности (в том числе просроченной), а также увеличением сверхнормативных запасов сырья и материалов значит прибыль становится источником данного отвлечения средств.

Если у предприятия нет собственных оборотных средств, это значит внеоборотные активы формируются не только за счет собственного капитала, но и за счет краткосрочных заемных источников. В случае если кредиторы одновременно потребуют погашение своих требований, предприятие вынуждено будет распродавать свои основные средства.

2. Виды оборотных активов. По этому признаку они классифицируются в практике финансового менеджмента следующим образом:

а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов.

б) Запасы готовой продукции.

в) Текущая дебиторская задолженность.

г) Денежные активы.

д) Прочие оборотные активы.

3. Период функционирования оборотных активов. По этому признаку выделяют следующие их виды:

а) Постоянная часть оборотных активов. Она представляет собой неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности предприятия и не связана с формированием запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. Иными словами, она усматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимый предприятию для осуществления операционной деятельности.

б) Переменная часть оборотных активов. Она представляет собой варьирующую их часть, которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции, необходимостью формирования в отдельные периоды хозяйственной деятельности предприятия запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. В составе этого вида оборотных активов выделяют обычно максимальную и среднюю их часть.

4. По степени ликвидности выделяют:

· Наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения.

· Быстрореализуемые активы – дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты.

· Медленно реализуемые активы – запасы, налог на добавленную стоимость, долгосрочная дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы.

5. По степени риска выделяют следующие группы оборотных активов:

· Оборотные средства с минимальным риском вложений (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения).

· Оборотные активы с минимальным риском вложений (дебиторская задолженность за вычетом сомнительной, производственные запасы за вычетом залежалых, остаток готовой продукции за вычетом не пользующейся спросом).

· Оборотные средства со средним риском вложений (незавершенное производство, расходы будущих периодов).

· Оборотные средства с высоким риском вложений (сомнительная дебиторская задолженность, залежалые производственные запасы, готовая продукция не пользующаяся спросом, прочие элементы оборотных средств).

2. Кругооборот оборотного капитала. Операционный и финансовый цикл предприятия

Движение оборотного капитала может быть представлено в классической форме.

Д – Т – … П … – Т' – Д' (1)

Рис. Стадии кругооборота оборотных средств

Кругооборот фондов предприятий начинается с авансирования стоимости в денежной форме на приобретение сырья (Д – Т), материалов, топлива и других средств производства – первая стадия кругооборота. В результате денежные средства принимают форму производственных запасов, выражая переход из сферы обращения в сферу производства. Стоимость при этом не расходуется, а авансируется, так как после завершения кругооборота она возвращается. Завершением первой стадии прерывается товарное обращение, но не кругооборот.

Вторая стадия кругооборота (Т – П - Т') совершается в процессе производства, где рабочая сила осуществляет производительное потребление средств производства, создавая новый продукт, несущий в себе перенесенную и вновь созданную стоимость. Авансированная стоимость снова меняет свою форму – из производительной она переходит в товарную.

Третья стадия кругооборота (Т' – Д') заключается в реализации произведенной товарной продукции (работ, услуг) и получении денежных средств. На этой стадии оборотные средства вновь переходят из сферы производства в сферу обращения – стоимость из товарной формы переходит в денежную. Авансированные средства восстанавливаются за счет поступившей выручки от реализации продукции. Разница между суммой денежных средств, затраченных на изготовление и реализацию продукции (работ, услуг) и полученных от реализации произведенной продукции (работ, услуг), составляет денежные накопления предприятия. Денежная форма, которую принимает оборотный капитал на завершающей стадии кругооборота, является одновременно и начальной стадией оборота капитала. Авансированная стоимость различными частями одновременно находится во многих функциональных формах – денежной, производительной, товарной.

Закончив один кругооборот, оборотные средства вступают в новый, то есть кругооборот совершается непрерывно и происходит постоянная смена форм авансированной стоимости.

Период времени, в течение которого совершается оборот средств (от поступления сырья до получения средств от покупателя), называется операционным циклом. Операционный цикл состоит из производственного и финансового циклов. Период оборота производственных запасов с момента их поступления в производство, незавершенное производство и готовая продукция до момента ее отгрузки формируют производственный цикл, в то время как финансовый цикл, охватывающий процесс как производства, так и реализации продукции, начинается с оплаты сырья, материалов, прочих товарно-материальных ценностей и заканчивается получением денег от покупателя.

Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции покупателям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: