Основные направления оптимизации социальной
В задачи социологов на предприятии входит изучение социальной структуры коллектива, ее изменений, выявление позитивных и негативных тенденций в динамике социальных групп, разработка мер, направленных на оптимизацию социальных процессов через целенаправленное изменение социальной структуры.
Оптимизация - процесс преобразования социальной структуры трудового коллектива, который приводит к повышению эффективности работы коллектива. Такие преобразования следует проводить прежде всего внутри функциональных групп. Группа может более или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости от влияния следующих факторов:
1. Размер. По некоторым исследованиям можно заключить, что наиболее предпочтительное количество членов группы - от 5 до 11 человек. Если группа состоит из менее чем 5 человек, то члены группа часто обеспокоены, что их персональная ответственность за принимаемые решения слишком велика. В группах из более 11 человек общение между людьми усложняется, становится труднее достигнуть согласия.
|
|
2. Состав. Рекомендуется, чтобы группа состояла из непохожих личностей, которые смотрят на одну и ту же проблему с разных точек зрения. Такая группа способна вырабатывать больше качественных решений по определенному вопросу.
3. Групповые нормы. Они призваны подсказать членам группы, какое поведение и какая работа ожидается от них. при условии согласования своих действий с нормами отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку.
4. Сплоченность. В высокосплоченных группах меньше проблем в общении, нет недопонимания, напряженности, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в несплоченных группах. Руководство может укрепить сплоченность, разрешая периодические встречи для обсуждения проблем, новых проектов и приоритетов в будущем.
5. Конфликтность. Различие в о мнениях обычно приводит к более эффективной работе группы. Однако, оно также повышает вероятность конфликта. В случае его возникновения конфликт следует рассматривать как положительный фактор и стараться эффективно управлять им.