Нормирование качества – процесс установления норм, регламентирующих качество строительной продукции на стадии проектирования, производства и эксплуатации.
К нормативно-техническим документам, определяющим качество строительства относятся стандарты, строительные нормы и правила, а также методические указания по строительству и инструкции.
Организационно-методические стандарты предприятия (ОМСТП) направлены на регламентацию службы управления качеством. Объектом стандартизации при разработке ОМСТП являются: положения о подразделениях и должностях работников службы управления качеством; порядок планирования качества строительно-монтажных работ; организация и методы контроля и учета качества, работа с измерительными приборами; порядок и методы стимулирования качества; претензионная работа; аттестация рабочих и ИТР на право ведения работ и другие. Стандарты являются важным рычагом воздействия на повышение технического уровня и качества продукции. Однако стандарты должны своевременно пересматриваться, иначе они могут стать сдерживающим фактором в развитии производства. В нашей стране установлен порядок, в соответствии с которым в течение каждых пяти лет пересматриваются, как правило, все стандарты.
Строительные нормы и правила (СНиП) представляют собой периодически пересматриваемый свод основных общеобязательных нормативных документов, применяемых в строительстве, в которых отражены и требования к качеству.
Планирование качества является частью комплексного планирования деятельности строительных организаций. Планирование качества осуществляется на основе прогнозов, а также анализа достигнутого уровня качества, типичных дефектов, видов~6рака и их причин. Прогнозы качества, т. е. тенденции его развития, даются 9 составе общих прогнозов развития науки и техники. Основными задачами планирования качества являются: а) достижение и превышение уровня качества лучших отечественных и зарубежных образцов строительной продукции; б) своевременная замена или снятие с производства устаревших материалов, изделий, конструкций, типовых проектов; в) своевременная модернизация или снятие с производства устаревших, организация нового прогрессивных машин, оборудования, инструмента, оснастки; г) замена устаревшей технологии более совершенной; д) проведение мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения нормативных требований.
Планы повышения качества строительно-монтажных работ включают два раздела: а) показатели качества строительно-монтажных работ, в которых указываются конкретные объекты, подлежащие сдаче с оценкой «хорошо» и «отлично» и их удельный вес (в процентах), средний балл качества объектов, сдаваемых трестом в планируемом году; б) организационно-технические мероприятия по повышению качества строительно-монтажных работ. Во втором разделе плана наряду с планируемыми мероприятиями и объемами их внедрения указываются затраты на внедрение, ожидаемое снижение себестоимости и годовой экономический эффект.
Мероприятия, направленные на повышение качества строительства, находят отражение и в других разделах годового плана строительной организации, например, в разделе оргтехмероприятий, где находит отражение применение новой техники и технологии.
Годовые задания по повышению качества строительно-монтажных работ утверждаются тресту вышестоящей организацией и доводятся до строительных управлений, оргтехмероприятия по обеспечению плановых заданий доводятся до строительных участков ежеквартально.