Неолиберальная модель

Национальные модели «государства благосостояния».

Значительную роль в формировании собственной модели «государства всеобщего благосостояния» в каждой стране играют особенности государственного устройства и структур гражданского общества, национальные, историко-культурные, этические, религиозные и другие особенности. Тем не менее, сколь многообразными не были бы национальные модели, можно выделить три основных модели «государства благосостояния», которые различаются как основополагающими теоретическими принципами, так и фактическим содержанием экономической политики государства (в первую очередь по таким направлениям как перераспределительная деятельность и политика в социально-трудовой сфере):

- неолиберальная (англо-американская или англо-саксонсонская) модель, характерна для Великобритании, США, Канады и Австралии;

- консервативно-корпоративистская (франко-германская) модель (Германия, Франция, Италия, Бельгия и Австрия);

- социально-демократическая (скандинавская) модель (Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия).

Каждая из названных моделей «государства благосостояния» характеризуется своими подходами, методами и формами государственного воздействия на общественное благосостояние, а также масштабами проведения социальной политики и охватом ею населения.

Рассмотрим конкретные параметры каждой модели на примере отдельных стран – США, Германии и Швеции (таблица 1).

Таблица 1.

Сравнительная характеристика национальных моделей «государства благосостояния» («социального государства»).

Модель Признак Неолиберальная (США) Консервативно-корпоративистская (Германия) Скандинавская (Швеция)
Доля ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет, %      
Социальные расходы      
Государственные расходы на образование, 2002-2004 г. (% ВВП) 5,9 8,4 7,0
Расходы на здравоохранение, 2003 г. (% ВВП)      
Государственные 6,8 7,5 8,0
Частные 8,4 1,5 1,4
Распределение доходов (индекс Джини), 2000 г. 40,8 28,3 25,0
Соотношение доходов (богатейшие 10% к беднейшим 10%), 2000 г. 15,9 6,9 6,2
ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности), долл., 2004 г. 39 676 31 914 29 541
Основной принцип социальной модели Индивидуальная ответственность Солидарная ответственность Государственная ответственность

Источник: сост. авт. по: Гутник В.П. Модернизация экономической политики в странах Западной Европы // Проблемы теории и практики управления. – 2003. – №3; Хирдман С. Шведская социальная модель: управление и развитие // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – №3. С.8-11; Human Development Report 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hdr.undp.org/hdr2006/.

Основой неолиберальной модели является ставка на индивидуальную ответственность за самообеспечение и свободу выбора в вопросах благосостояния (так, в США с 1 июля 1997 г. действует закон «о личной ответственности и возможностях трудоустройства»). Государство в этой модели стремится создать каждому условия для самореализации и сократить неравенство в распределении доходов не посредством высокого налогообложения, ориентируясь преимущественно на рыночное распределение доходов, а скорее с помощью эффективной системы социальных трансфертов.

Либерализм такого «государства всеобщего благосостояния» проявляется и в отсутствии единой общегосударственной системы социальной помощи[1].

Так, в США многие социальные программы находятся в непосредственной компетенции каждого штата в соответствии с федеральным законодательством, созданным еще в период правления Ф. Рузвельта, когда государство вынуждено было принять на себя ответственность за экономическую безопасность и социальную защищенность своих граждан. Федеральные программы распространяются лишь на государственных служащих, рабочих, страдающих профессиональными заболеваниями (шахтеры).

Государство с помощью бюджетных средств помогает только наиболее нуждающимся категориям населения (в США – пенсионерам, имеющим доход ниже установленного уровня; ветеранам; инвалидам; слепым; несовершеннолетним детям из бедных по американским стандартам семей). Во избежание «эффекта замещения», лишь 25% государственных расходов на программы вспомоществования приходится на денежную помощь, а остальные 75% – непосредственно на медицинскую, продовольственную помощь, помощь в получении образования и оплате коммунальных услуг[2].

В последнее время в США наблюдается еще большая рационализация использования средств бюджета в условиях «свободного рыночного хозяйства» в направлении расширения соответствующих полномочий штатов и местных органов власти, ужесточения условий выделения денежных пособий нетрудоспособным гражданам, при одновременном расширении помощи в получении образовательной, профессиональной подготовки и в трудоустройстве. В перспективе речь идет даже о частичной приватизации средств государственных страховых фондов и передаче их в распоряжение частных инвестиционных структур[3].

Кроме того, дальнейшее повышение индивидуальной ответственности в США видится в направлении создания эффективных механизмов участия рабочих в управлении производством, для чего предлагается внедрить налоговые льготы для предприятий, где рабочие являются совладельцами доходов, акций, т.е. инвесторами производства. Правительство же собирается перейти от роли стороннего наблюдателя к непосредственному участию в переговорах между трудом и капиталом, превратившись в акционера[4].

Впечатляющие успехи экономического развития США в последние десятилетия свидетельствуют о жизнеспособности и эффективности данной модели. Но тот же американский опыт показывает, что даже в стране, обладающей изрядным экономическим потенциалом (в 2003 г. ВВП на душу населения составил 39 676 долл.), сохраняются очаги бедности при высокой степени неравенства в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: