Формационный подход. VII. Формационный, Цивилизационный и другие подходы

VII. Формационный, Цивилизационный и другие подходы.

В марксистской трактовке

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, развивающийся на основе определенного способа производства.

Способ производства – это совокупность производительных сил и производственных отношений, уровень развития которых определяет переход от одной формации к другой, более прогрессивной.

В трудах Маркса была сформулирована классификация из трех основных формаций:

§ Первичная (архаичная) формация включала в себя первобытнообщинный и азиатский способ производства.

§ Вторичная формация, основанная на частной собственности (рабство, крепостничество, капитализм).

§ Коммунистическая, основанная на уничтожении частной собственности, включающая в себя целый ряд способов производства и состоящая из двух фаз, низшей из которых является социализм.

В соответствии с таким подходом историческое развитие общества сводится к смене пяти общественно-экономических формаций: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической.

Как всякий организм, общественная формация проходит жизненный цикл от своего рождения до своей гибели. Все формации, кроме первичной, имеют структуру, главными элементами которой выступают общественные классы, т.е. группы людей со сходным социальным положением и общими интересами. Отношения между основными классами каждой формации определяют возможности и границы общественного прогресса в рамках данной формации и в конечном счете ее судьбу.

Изменения начинаются с производительных сил, представленных определенными классами, от степени развития которых зависит эффективность материального производства. Вторая сторона способа производства – производственный отношения. Их характер (феодальные, капиталистические и др.) определяется формой собственности на средства производства. Совокупность производственных отношений образует базис общества. Экономический базис определяет надстройку, то есть политические, художественные, юридические, религиозные взгляды людей и соответствующие им учреждения. По мысли К. Маркса, общественно-экономическая формация – это совокупность базиса и надстройки. Общим для всех общественно-экономических формаций является закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. На определенном этапе развития способа производства возникает конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, что приводит к замене старого способа производства новым, более прогрессивным.

Так, когда рабский труд стал проигрывать в конкуренции с трудом самостоятельного крестьянина рабовладельческая формация ушла с исторической арены вместе с ее основными действующими лицами – рабами и рабовладельцами. Самостоятельный крестьянин из второстепенной фигуры рабовладельческого общества превратился – наряду с собственником земли – в главное действующее лицо новой, феодальной общественно-экономической формации.

Точно также в недрах феодализма зародилось «третье сословие» - купцы, ремесленники и их подмастерья, которые в дальнейшем стали ядром следующей, капиталистической формации, пришедшей на смену феодальным отношениям. В определенный момент феодальные производственные отношения, при которых подавляющая масса людей труда находится в крепостной зависимости и не может перейти работать на появляющиеся капиталистические фабрики, тормозят становление капиталистического производства. Возникающее противоречие между новыми производительными силами, требующими простора для своего развития, и старыми отношениями собственности приводит к социальному конфликту, который заканчивается заменой старой формации новой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: