Обратная зависимость между ценой и величиной спроса – называется законом спроса

6.

План

Потребительское поведение

Тема 5. Основы теории спроса и предложения.

Всплывающие формы и диалоговые окна

Существуют такие окна, которые размещаются на экране поверх всех остальных окон, даже если в данный момент активным является другое окно. Формы такого типа называются всплывающими формами.

Например, если Главная кнопочная форма, из которой можно выполнить основные действия в приложении, небольшая и не закрывает другие формы, ее можно сделать всплывающей, чтобы она была доступна в любое время.

Чтобы форма обладала такими свойствами, необходимо присвоить значение ДА свойству Всплывающее окно. Это свойство находится во вкладке Другие окна свойств формы.

Обычную форму можно также превратить в модальное диалоговое окно, установив значение ДА для одноименного свойства. Модальная форма отличается тем, что пока она открыта, вы не можете переместить фокус на другой объект, т.е. другие объекты становятся недоступными, пока не будет закончена работа с данной формой, и она не будет закрыта.

Модальные формы обычно используются для создания специальных диалоговых окон, которые запрашивают у пользователя некоторую информацию. Для того чтобы выполнять другие задачи, пользователь должен ввести эту информацию и закрыть форму.

1. Спрос и закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Специфика формирования спроса на продукцию производственного сектора УИС.

2. Предложение и закон предложения. Факторы, влияющие на предложение. Особенности предложения продукции производственного сектора УИС.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Специфика ценообразования на продукцию учреждений УИС.

4. Эластичность спроса и предложения. Практическое значение эластичности.

5. Поведение потребителя: цели и практическое значение его изучения. Полезность и её виды. Закон убывающей предельной полезности.

6. Кривые безразличия, их свойства и практическое применение. Бюджетные линии. Оптимизация потребительского выбора. Теория потребительского поведения в контексте повышения эффективности функционирования УИС.

1. Спрос - это потребность в товарах, подкрепленная наличием платежных средств у покупателей. Объем (величина) спроса характеризуется количеством продукта, которые потребители хотят и могут купить в определенное время при данной цене. Цена спроса - максимальная величина, которую потребители готовы заплатить за товар.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. И наоборот, чем выше цена товара, тем ниже на него спрос.

Цена является основным фактором рыночного механизма, влияющим на спрос. Существуют еще несколько важнейших неценовых факторов, воздействующих на спрос. Среди них выделяются следующие:

Доход покупателей. Например, увеличение доходов потребителей (при отсутствии инфляции) приводит к повышению спроса.

Число потребителей. Поскольку рыночный спрос равен сумме спросов отдельных индивидуальных потребителей, увеличение их числа ведет к росту спроса.

Цена и полезность других товаров, в частности, взаимозаменяемых товаров (субститутов) и взаимодополняющих товаров (комплементов). Взаимозаменяемые - это товары, удовлетворяющие аналогичную потребность и конкурирующие за потребителя. Увеличение цены на один из них ведет к увеличению спроса на другой товар (рост цены на сливочное масло сопровождается увеличением спроса на маргарин). Взаимодополняемые - это товары, которые могут быть использованы совместно с другими товарами (например, проигрыватели и пластинки, компьютеры и дискеты). Рост цен на один дополняющий товар ведет к уменьшению спроса на другой товар.

Ожидания покупателей. На реальный спрос оказывает влияние не только реальное изменение в доходах и ценах, но и ожидаемое. К примеру, ожидание повышения цен увеличивает спрос.

Субъективные вкусы и предпочтения. На вкусы потребителей большое воздействие оказывает мода, реклама, семейное и социальное положение потребителей, их возраст, пол и т. д.

2. Другим элементом рыночного механизма выступает предложение. Предложение - это количество товара, которое продавцы желают и могут произвести и продать по определенной цене. Цена предложения - это цена, по которой продавцы согласны продать определенное количество данного товара. Закон предложения выражает прямую зависимость величины предложения от цены товара. Согласно закону предложения, объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем выше, чем выше цена на товар.

Выделяют следующие неценовые факторы предложения:

Цены экономических ресурсов. Увеличение цен на ресурсы приводит к росту затрат на производство и снижению предложения.

Степень использования достижений научно-технического прогресса (НТП). Именно НТП в наибольшей степени дает возможность снизить издержки производства, и, следовательно, увеличить предложение товара (сдвиг кривой предложения вправо вниз).

Цены на альтернативные товары. Чем больше производится одного товара, тем меньше количество альтернативных товаров по причине ограниченности ресурсов может быть произведено.

Число продавцов. При прочих равных условиях рост числа продавцов увеличивает предложение. И наоборот, увеличение степени монополизации рынка сопровождается уменьшением количества продавцов, ростом цен и снижением объема выпуска.

Ожидания продавцов. Если ожидается, что цены возрастут, то текущее предложение будет снижено, т. е. будет осуществляется задержка продажи с целью последующей реализации по более высокой цене.

Налоги и субсидии. Налоги предприниматели воспринимают как часть издержек производства. Поэтому рост налогов на производство приводит к уменьшению предложения товаров на рынок, а их снижение - к росту предложения. Субсидии - это «налоги наоборот», это денежные средства, выплачиваемые государством производителям общественно значимых товаров (например, детского ассортимента, некоторых продовольственных товаров). За счет полученных субсидий собственные издержки производителя снижаются, поэтому предложение данного товара увеличивается.

3. Равновесие на рынке достигается при установлении равновесной цены. Равновесная цена - это цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. При этом ни покупатели, ни продавцы не заинтересованы в изменении условий покупки-продажи данного товара. Следовательно, важнейшей характеристикой равновесного состояния рынка является его стабильность.

Равновесная цена, формирующаяся в результате действия рыночных конкурентных сил, выполняет ряд функций:

информационную - она состоит в доведении через уровень цен субъектов информацию о состоянии рынка;

регулирующую - она заключается в распределении товара (потребитель узнает о том, доступен ли ему товар и на какой объем потребления он может рассчитывать при данном уровне дохода, а производитель видит, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства);

стимулирующую - она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки уложились в цену и осталась еще какая-то прибыль.

Рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных цен лежит в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.

Сегодня практически нет стран, где бы ни осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования. Наиболее распространенными вариантами такого вмешательства можно считать государственный контроль над ценами. Решая с той или иной степенью эффективности поставленные перед ними задачи, фиксированные цены одновременно приводят к нарушениям рыночного равновесия:

• Если фиксированная цена ниже равновесной, возникает дефицит товара. Потолок цен снижает стимулы к его производству на тех предприятиях, у которых издержки производства данного товара минимальны, поэтому дефицит не убывает.

• Если принудительно установленная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара. Возникает необходимость дополнительных мер, стимулирующих ограничение предложения и увеличение спроса, чтобы сократить разрыв между субсидируемой и равновесной ценами.

И в первом и во втором случаях, при свободном ценообразовании рынок мог бы выработать механизм выхода из неравновесного состояния. Когда же цена законодательно зафиксирована, это блокирует действия конкурентных рыночных сил и для решения возникающих проблем вновь необходимо вмешательство государства.

4. Для выяснения степени изменения значений спроса и предложения используется понятие эластичности.

Эластичность - степень реакции (изменения) одной величины на изменение другой.

Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на 1-н процент.

Рассмотрим эластичность спроса. Эластичность спроса представляет собой меру реакции величины спроса на воздействие переменных факторов.

Спрос изменяется под воздействием ценовых и неценовых факторов. Здесь важно знать не просто изменение спроса, а на сколько изменится спрос.

К числу переменных факторов, влияющих на спрос относятся: цена, доход покупателя, цена на сопряженные товары (изменение цен на др.товары).

Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов % изменяется спрос при изменении переменной величины на 1 %.

В реальной жизни наибольшее воздействие на спрос оказывает изменение цены, поэтому основные положения теории эластичности спроса демонстрируются на основе эластичности спроса по цене (ценовой эластичности спроса).

Выделяют различные виды эластичности спроса.

Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью. Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Варианты ценовой эластичности спроса:

1. Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на большой процент, чем цена. Например, при сокращении цены на 10% объем спроса увеличивается на 15%.

2. При единичной эластичности спроса цена и величина спроса изменяются одинаковыми темпами, т. е. изменение цены дает процентное эквивалентное величины спроса.

3. Неэластичный спрос — изменение цены товара на 1% меняет величину спроса менее чем на 1%.

4. При абсолютно эластичном спросе любое повышение цены приведет к падению величины спроса практически до нуля, а сколь угодно малое понижение цены может увеличить спрос на него до бесконечности.

5. Если спрос абсолютно неэластичен, то, как бы продавец ни менял цену на товар, объем спроса будет оставаться постоянным.

На ценовую эластичность спроса влияют следующие факторы.

Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

Фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном, т. к. покупателям нужно время, чтобы найти товары-заменители.

Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше эластичность спрос).

Значимость товара. Как правило, неэластичным спрос бывает на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров.

Перекрестная эластичность показывает, насколько изменится спрос на товар А при изменении цены на товар В. Если с повышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (субститутах). Если повышение цен на товар В ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами (комплементами).

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода, который показывает, насколько изменится спрос на товар под влиянием изменения дохода потребителя.

Поскольку изменение дохода по-разному влияет на потребительский спрос на различные товары, то и показатель эластичности спроса по доходу может иметь различные значения (положительные и отрицательные). Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна. В этом случае речь идет о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода, то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования.

Но возможна и противоположная ситуация, когда показатель эластичности спроса по доходу отрицателен. В этом случае увеличение дохода приводит к падению спроса на данное благо, и можно сказать, что оно является низкокачественным. Потребитель, став богаче, считает возможным и необходимым заменить его другим, более качественным товаром, Например, снизить потребление маргарина, заменив его сливочным маслом, отказаться от потребления части картофеля, заменив его другими овощами (огурцами, помидорами и т. д.).

Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены.

Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены.

Варианты эластичности предложения:

1. Если предложение эластично, то изменение величины предложения превышает вызвавшие его изменение уровня цены.

2. Если предложение неэластично, цена изменяется больше, чем величина предложения.

3. При единичной эластичности предложения уровень цены и величина предложения изменяется одинаково.

4. Кроме того, эластичность предложения также может принимать крайние значения - абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение.

К факторам, воздействующим на ценовую эластичность предложения, относятся:

Величина издержек и возможности хранения продукции. Если имеются возможности хранения продукции до лучшего положения на рынке, то предложение эластично, и наоборот.

Гибкость производственных систем. Если продавец может быстро отреагировать увеличением количества товаров на относительно небольшое изменение цены, то предложение эластично.

Стоимость и доступность ресурсов. Если дополнительные издержки производства высоки, то предложение имеет тенденцию быть неэластичным относительно цены, и наоборот, если дополнительные единицы товаров могут быть произведены при тех же издержках, то предложение эластично.

Фактор времени, т. е. период, в течение которого производитель имеет возможность приспосабливать объем предложения к изменению цены. Различают три временных интервала:

а) кратчайший период, который настолько мал, что производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. В силу отсутствия времени для такой реакции предложение абсолютно неэластично;

6) краткосрочный период, когда производственные мощности остаются неизмененными, однако может меняться интенсивность их использования. Степень эластичности предложения невелика — за счет увеличения загрузки уже существующих мощностей можно получить лишь ограниченный прирост производства;

в) долгосрочный период, достаточный для изменения производственных мощностей, организации новых предприятий. В долгосрочном периоде при благоприятном изменении спроса наращиванию предложения почти нет границ. Поэтому кривая весьма эластична.

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и государства.

В своей ценовой политике фирмы должны предусматривать реакцию покупателей на изменение цен на товар. Изменение объема продаж влияет на объем выручки и финансовое положение продавца:

- при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки;

- при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной;

- при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем выручки уменьшается.

Таким образом, информация об эластичности спроса нужна и продавцу и покупателю, чтобы оптимизировать свое поведение на рынке. Если фирма знает спрос на свой товар и его эластичность, она может определить, по какой цене следует продавать товар, чтобы обеспечить максимальную выручку.

Налоги включаются в цену продаваемого товара, и, следовательно, влияют на равновесную цену. В целом результаты введения новых налогов при разной степени эластичности спроса и предложения сведены вместе в таблице.

Последствия повышения налогов при разной эластичности

спроса и предложения

Чем выше эластичность предложения, тем: Чем выше эластичность спроса, тем:
Выше рост цен Ниже рост цен
Сильнее падение объема Сильнее падение объема
Меньше налоговые поступления Меньше налоговые поступления
Меньше потери производителя Больше потери производителя
Больше потери потребителя Меньше потери потребителя

5. Полезность блага - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

Сторонники теории предельной полезности выделяли два вида полезности:

- абстрактную полезность, как способность блага удовлетворять какую-либо потребность;

- конкретную полезность, как субъективную оценку полезности данного экземпляра блага.

Эти виды полезности блага для разных людей будут различны. Абстрактная полезность очков для человека с нормальным зрением будет намного ниже, чем для человека с пониженным зрением. Конкретная полезность данной пары очков также будет различна для людей с разными нарушениями зрения (например, дальнозорких и близоруких).

Конкретная полезность данного блага у каждого человека своя и зависит от двух факторов: имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем.

Общая полезность – это совокупная полезность, получаемая от потребления всех наличных единиц блага.

Предельной называют дополнительную полезность, полученную от потребления каждой последующей единицы товара. Закон убывающей предельной полезности гласит, что с увеличением количества благ общая полезность постепенно возрастает, а предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается. Следовательно, чем большим количеством блага обладает индивид, тем меньшую ценность имеет для него каждая дополнительная единица этого блага. А это значит, что цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя.

Закон убывающей предельной полезности лежит в основе определения спроса. Поскольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель будет увеличивать объем покупок (объем спроса) лишь при снижении цены.

Рассмотрев закон убывающей предельной полезности, выделим основные принципы потребительского поведения:

- разумность выбора;

- принцип предпочтения;

- бюджетное сдерживание;

- ценовое сдерживание.

Понятие полезности лежит в основе потребительского выбора (поведения потребителя на рынке). Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий полезность в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Полезность максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последующий рубль (доллар, марка, фунт и т. д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

В маржиналистской теории важное место занимала проблема количественного измерения абсолютных величин предельной полезности. В каких единицах будут оцениваться и сопоставляться предельные полезности блага? В зависимости от ответа на этот вопрос сторонники теории предельной полезности разделились на два направления: кардиналистов и ординалистов. Первые были заняты поиском измерителя абсолютных величин предельной полезности, однако эти поиски не увенчались успехом (чаще всего при сравнении использовались денежные оценки полезности). Ординалисты в принципе отказались от поиска такой универсальной единицы и предложили иной подход - измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной, а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага.

Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия и бюджетное ограничение (линия потребительских возможностей).

Кривые безразличия позволяют описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования благ. Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю «безразлично», какой из этих наборов выбрать, поскольку их полезность одинакова. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия.

Зона замещения - участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Предельная норма замещения - количество, на которое потребление одного из двух должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

Предельная норма замещения может принимать различные значения:

а) быть равной нулю;

б) быть постоянной (для двух совершенно взаимозаменяемых товаров);

в) меняться при движении вдоль кривой безразличия.

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Эту информацию дает бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов). Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I - доход потребителя, Px - цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = Px*X + Py*Y

Стоимость всех товарных наборов, соответствующих точкам на бюджетной линии, соответствует доходу I, и поэтому они являются доступными потребителю. Все наборы, превышающие условие бюджетного ограничения, стоят дороже и поэтому недоступны для потребителя.

При уменьшении дохода потребителя произойдет уменьшение количества доступных для потребления товарных наборов, при увеличении дохода - увеличение количества доступных наборов.

Какой товарный набор выберет потребитель в целях получения максимума удовлетворения? Тот, который приносит максимум общей полезности, при условии, что доход потребителя позволяет ему это сделать. Выбор данного товарного набора означает достижение потребителем положения равновесия.

Колебания спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи известных в экономической теории эффектовдохода и замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены яблок в 3 раза (с 30 до 10 руб. за кг) вы на свой постоянный доход 300 рублей сможете купить уже не 10 кг, а 30 кг фруктов. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т. е. 10 кг, то на «высвобожденные» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет и других товаров. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается эффект дохода.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки, как в нашем примере, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами, сливами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок и купит их не 10, а 15 или 20 кг.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, низкокачественные папиросы, ливерная колбаса и т. п.). В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях. С одной стороны, снижение цен, например, на низкокачественные папиросы будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). С другой стороны, вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал богаче. А богатый человек сокращает или исключает из своего потребления низкокачественные товары.

Товаром Гиффена называется низкокачественный товар, который занимает значительное место в структуре потребления. В этом случае положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цен), поэтому спрос на товар Гиффена падает при снижении цен и растет при их росте.


1. Спрос покупателей на те или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремление человека к обеспечению для себя лучший условий жизни.

Потребности весьма индивидуальны; они у каждого человека свои и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования.

● его самого (человека) – потребность в теплой одежде определяется климатом страны, степенью закаленности;

● его близкого окружения и семьи (так, потребность в обучении детей и сила ее проявления зависят от уровня развития общества и от места, которое занимает человек в обществе);

● тому социальному, национальному, религиозному кругу, к которому принадлежит человек (так потребность в национальной (военной) обороне зависит от международного положения страны, жителем которой является человек).

При этом из большого круга потребностей человека экономику интересует в 1-ую очередь те, которые обеспечены соответствующими денежными возможностями, т.е экономику интересует «платежеспособный спрос».

Поэтому спрос – это то кол-во товаров (или любого блага), которые покупатель желает и может купить по определенной цене в определенный промежуток времени.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Именно цена, в 1-ую очередь интересует потребителя, решившего купить какой-то товар.

Между ценой и величиной (объемом продукции) спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, а снижение цены увеличивает спрос. (Например: диск стоит 150 руб. вы купите 1 шт., а будет стоить 100 руб. можете купить 2 шт.)

Эту зависимость можно изобразить графически, в виде кривой спроса.

Кривая d наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графиески измене­ние величины спроса выражается в «движении по кривой спроса» (точ­ки А, В, С). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяют­ся покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой». «Движение самой кри­вой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздей­ствием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса». Если, например, потребители захотят купить большее коли­чество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от d к d1. Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от d к d2.

Выводы:

1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» про­исходит под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» проис­ходит под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся:

1. Потребительские вкусы.

2. Число покупателей.

3. Доход покупателей (изменение дохода покупателей).

4. Цены на сопряженные товары (взаимозаменяемы и взаимодополняемые)

5. Ожидания потребителей (потребительские предпочтения).

Потребительские вкусы – очень субъективны, их сложно учесть, но можно определить тенденцию (возросла мода на бриджи, кривая спроса – вправо вверх; прошла мода- кривая сместиться влево).

Число покупателей – закономерность в следующем: чем больше покупателей на рынке, тем больше спрос. Но есть проблема в возрасте. (Например: в районе живет больше молодежи, то продавцы, если они предприимчивы должны продавать больше молодежных товаров)

Доход покупателей – чем выше доходы покупателей, тем больше спрос; при снижении доходов сокращается спрос.

Все реализуемые на рынке товары, условно можно разделить:

а) товары повседневного (ежедневного) спроса – хлеб, соль

б) товары «норма стандартного промышленного набора (ежедневно пользуемся – машина, одежда, но не ежедневно приобретаем)».

в) высококачественные и престижные товары (предметы роскоши) дом за городом и т.д.

Обычно, по мере увеличения дохода люди увеличивают приобретения товара до полного насыщения (или выбирают лучшее качество). Стандарты насыщения у разных людей разные (кому квартира, а кому наоборот).

Цены на сопряженные товары – товары обычно объединяют в:

а) взаимозаменяемые (субституты)

б) взаимодополняемые (комплементарные)

а) Когда 2-а товара взаимозаменяемые – кофе и чай, то между ними существует прямая связь – рост цен на кофе увеличит спрос на чай.

Б) Спрос на взаимодополняющие товары предъявляется одновременно. Например: покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппарат вырастет, то спрос на пленку уменьшится – обратная связь.

Ожидания потребителей – это ожидания потребителей относительно будущих цен на товары.

Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.

Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: