Определение поправки магнитного компаса и контроль его работы в море

Лекция 5

Тема: Способы определения поправок компаса

1. Определение поправки магнитного компаса и контроль его работы в море

2. Определение поправки гирокомпаса и контроль его работы в море

Как уже говорилось, основными достоинствами магнитного компаса являются простота его устройства, автономность и надежность. Основным недостатком – невысокая точность в определении направлений. Погрешности достигают 2–4о, особенно при качке. Источники погрешностей: магнитное склонение, девиация, инерционность и недостаточная чувствительность системы магнитных стрелок магнитному полю Земли. Картушка магнитного компаса приходит в меридиан через 3–4 минуты после маневрирования.

На судне обычно устанавливают два магнитных компаса. Один, главный, служит для определения места судна. Его устанавливают в ДП судна в месте, обеспечивающем круговой обзор и защищенность то воздействия судовых магнитных полей. Как правило, это верхний мостик судна (пеленгаторная палуба). Путевой компас служит для управления судном и устанавливается в районе поста управления рулем. Хотя, принимая во внимание, что магнитный компас есть прибор резервный, в настоящее время, очень часто устанавливают один главный компас на пеленгаторной палубе. Курс с него транслируется к посту управления судном с помощью перископа.

Важным в судовождения является точное знание девиации магнитного компаса. Девиация уничтожается не реже одного раза в год способами, изучаемыми в курсе «Технические средства судовождения». Остаточная девиация определяется навигационными способами и не должна превышать нескольких градусов.

В соответствии с хорошей морской практикой, девиация магнитного компаса определяется:

а. не реже одного раза в год;

б. после ремонта, докования, размагничивания судна, а также после погрузки и выгрузки груза, меняющего судовое магнитное поле;

в. при значительном изменении магнитной широты;

г. при расхождении табличной девиации с фактической более чем на 1о для главных компасов и 2о для путевых;

д. перед дальним рейсом.

Все способы определения девиации построены на использовании формулы (4.6)

МП = КП + δ → δ = МП – КП

Так как девиация зависит от курса судна, то ее обычно определяют на 8 равноотстоящих компасных курсах, а промежуточные значения находят линейной интерполяцией. Обычно это курсы, соответствующие основным и четвертным румбам, т.е. курсы 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315 градусов.

Предполагается, что судовое магнитное поле симметрично относительно ДП судна, т.е. девиация симметрична относительно магнитного меридиана, поэтому среднее значение компасного пеленга на отдаленный предмет, взятых на отдаленный ориентир на равноотстоящих курсах можно принять за оценку магнитного пеленга. Формула будет выгладить следующим образом:

МП = (5.1)

Где А – некоторая поправка на систематическую погрешность (постоянная девиация), которая определяется для конкретного компаса во время уничтожения девиации.

Основные методы определения девиации:

1.1. По створу (рис.1)

 
 


Рис.1

Судно пересекает створ на 8 равноотстоящих компасных курсах, и судоводитель берет КПi. Компасные курсы отстоят друг от друга на 45о. Магнитный пеленг рассчитывают по формуле

МП = ИП – d (5.2)

Значение ИП и магнитного склонения снимают с карты. Магнитное склонение приводят к году плавания. При маневрировании в окрестностях створа следует учитывать инерционные характеристики магнитного компаса. Если магнитное склонение неизвестно, то используют формулу (5.1) -затем рассчитывают девиацию на каждом курсе:

δi = МП - КПi (5.3)

и составляют таблицу или график девиации как функции компасного курса.

Таблицу составляют через 10о по компасному курсу.

При пользовании таблицей в обратной задаче «перевод румбов» штурман не имеет компасного курса и поэтому входит в таблицу с рассчитанным магнитным курсом и получает расчетное значение КК'.

Если необходимо, то делают второе приближение, используя КК' для входа в таблицу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: