Основные качества современного социального менеджера

Новый стиль руководства предполагает наличие у менеджера специфических качеств.

Внимание к подчиненным. Сегодня в литературе по управлению мы читаем о гуманизации рабочего места, японской форме управления, качестве трудовой жизни и новаторских компенсационных системах. Все это является частью основной идеи, состоящей в том, что внимание к работникам, забота о них, так же как и интерес к производству, играет решающую роль в эффективном и умелом управлении. Мотивация работников к труду, что является ключом к успеху, не может быть достигнута без создания у них убеждения в том, что руководство действительно заботится о них. Ориентация руководителя на человека, применение политики «открытых дверей», консультирование со своими подчиненными, побуждение их к лучшему труду, реагирование на их личные нужды — такие методы дают разительные результаты.

Чуткость к запросам потребителей и ориентация на их удовлетворение. Одна из основных задач менеджера — постоянное контролирование запросов и требований потребителей, способность строить планы и вводить инновации, чтобы реагировать на прямые и косвенные запросы потребителя. Часто забывается, что и корпорации, и менеджеры существуют для того, чтобы удовлетворять определенные запросы потребителя.

Стремление к созданию и сохранению функциональной организационной культуры. Организационная культура может быть определена как система разделяемых всеми ценностей и убеждений, которой руководствуются члены организации. Считается, что эффективные культуры наделяют организацию особой компетентностью. Элементы эффективной культуры включают:

» сообща разделяемую философию;

» внимание к индивидууму;

» признание выдающихся людей;

» веру в действенность ритуалов и церемоний;

» осмысленное следование неформальным правилам и ожиданиям;

» убежденность в том, что все, что делают работники, важно для других.

Стратегический подход в планировании. Весьма рекомендуется иметь долгосрочный план, который бы учитывал внешние возможности и опасности, сильные и слабые стороны организации. Предприятия и организации должны иметь актуальный, практический, работоспособный и эволюционный стратегический план в качестве «путеводной звезды».

Успех в обновлении компаний придет к лидерам, обладающим умением предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми и настойчивостью. Ожидается, что лидеры должны рассматривать технические, социальные, политические и культурные аспекты в деятельности организации как части составной картины. Они должны уметь так соединить эти части, чтобы картина получила смысл. Конечно, в этом деле не может быть какого-то одного подхода, а, скорее, нужно многообразие подходов. Тем не менее новый лидер должен стремиться обладать такими способностями, как умение вовлечь в решение вопросов своих подчиненных, внимание к ним, новаторство, предприимчивость, реагирование на нужды потребителей.

Упомянутые выше факторы вызывают необходимость разработки новых форм управления людскими ресурсами и подготовки резерва, которые более правильно охарактеризовать как большее вовлечение персонала в процесс управления — от стратегического планирования до повседневной деятельности. Такой подход может дать плоды только в организации с сильной культурой.

Только организации с сильной культурой, как правило, мотивируют саморазвитие личности менеджера, создавая для этого атмосферу доверия, поддержки, «открытой карьеры» и т.п. Характерно, что передовая организационная и корпоративная культура оказывает влияние на «нерадивых». Так, под влиянием японской практики американские менеджеры переходят от индивидуалистических подходов к корпоративным, групповым и бригадным в решении возникающих проблем.

Сильные, «мужские» ценности, включая такие черты характера, как агрессивность, равнодушие к чувствам других, постепенно меняются в сторону увлеченности работой и повышения внимания к другим. Подчеркнем, усвоение современных ценностей среды — важнейший фактор самоменеджмента. Именно культивируемые ценности в обществе, в организации мотивируют личность к самосовершенствованию, к саморазвитию, к выбору оптимальных технологий личной работы, планированию личного времени, утверждению принципов самоконтроля и самосовершенствования.

Наличие мотивационного климата в организации, соответствующих ценностей и условий позволяет сосредоточить внимание каждого социального менеджера на тех свойствах личности, которые ему необходимо развивать в себе для должной профессиональной деятельности в данной среде, сознательно строить свою служебную карьеру и личную судьбу.

С этой точки зрения, социальный менеджер должен быть способен к объективной самооценке имеющихся возможностей, к выявлению «больных точек» собственной личности (интеллектуальных, эмоциональных, черт характера, физического и психического здоровья и т.п.) и к составлению личного плана работы над собой на протяжении всей жизненной карьеры. Определяющими на этом пути являются интеллектуальные способности, волевые качества и личная организованность.

Если менеджер мотивирован к деятельности по самосовершенствованию — желает совершенствовать свои физические, интеллектуальные, морально-психологические силы, наращивать собственные ресурсы деятельности,— а социальная организация приветствует такое стремление, то препятствий на этом пути нет. Технология выбора целей личной работы, планирования личного времени, переработки информации, самосовершенствования в целом сегодня хорошо известны, изложены в многочисленных учебниках и пособиях по личной тектологии, которые подбираются по вкусу и в соответствии с требованиями, предъявляемыми к менеджеру в данных конкретных условиях.

Тема № 10 - «Социальная политика как инструмент социального менеджмента»

1. Сущность, теория и практика социальной политики

Сущность и содержание социальной политики

Социальная политика разрабатывается и реализуется на основе социальной доктрины. Она может быть охарактеризована как совокупность мер, направленных на решение социальных проблем, выделение приоритетов на этом пути, поиск ресурсов и эффективных путей достижения социальных целей.

В узком смысле социальная политика рассматривается в контексте социального администрирования и относится к комплексу мер, предоставляемых социальным государством населению в аспектах занятости и социальной защиты, здравоохранения, образования.

В широком смысле социальная политика может рассматриваться как интеграция механизмов и способов, посредством которых исполнительная власть, центральное и региональные правительства, а также органы местной власти влияют на жизнь населения, способствуют социальному равновесию и стабильности.

Цель социальной политики — создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и рост качества жизни всех граждан.

Социальная политика — это деятельность государства в социальной сфере, которая направлена на объединение усилий всех субъектов хозяйственных и управленческих структур, всего населения в целях решения социальных задач.

Она реализует права граждан через государственное регулирование (законодательное, программно-целевое, материально-финансовое и т.п.) на достойные условия жизни, на свободное участие в жизни общества, выявляя социальный аспект во всех действиях разных субъектов управления. Механизм выработки и реализации социальной политики включает в себя государственную идеологию, право, социальные стандарты, экономические средства, культуру, психологию, демографию, национально-этнические регуляторы (организационные, региональные, местные, территориальные).

На характер социальной политики оказывает влияние ее особое отношение к управлению. Успешность современного специалиста в любой отрасли обусловлена, в том числе, знаниями в области теории и методологии социального менеджмента и даже некоторыми практическими навыками по разрешению конкретных социальных проблем посредством принятия и освоения механизмов реализации управленческих решений. Административные знания, знания программ и проектов, управленческих концепций перестают быть прерогативой руководящего центра и становятся собственностью местных сообществ, совершенствуя муниципальный менеджмент.

Функции социального менеджмента - это социальное планирование, социальное стимулирование, социальный контроль, социальная организация. Новая культура управления, предпринимательства включает научное проектирование, социальные стратегии, математическое моделирование, направленные на более полное применение социальных ресурсов. Муниципальный менеджмент затронул местное самоуправление, муниципальные образования, где радикальным образом поменял качество отношений между жителями территорий, органами местного самоуправления, индустриальными и финансовыми группами.

Качественные преобразования произошли и в умах многих администраторов, которые в своей массе становятся профессионалами, способными оказывать эффективное воздействие на темпы социально-экономического развития территорий.

Социальная политика - это социальный менеджмент на макроуровне. Она имеет целый ряд направлений и реализуется комплексными структурами. Социальная политика была и продолжает оставаться аналитической и управленческой практикой, нацеленной на познание и улучшение социального мира. Власть экспертов, конструирование «социальных проблем», вмешательство в жизни людей ради их или общественного блага все чаще становятся объектом анализа и критики. Такие навыки тоже становятся частью компетенции социального менеджера.

Теория и типология социальной политики

Проблемы социальной политики, социального развития и социальных профессий исследовались в мировой социологии в рамках концепции государства всеобщего благосостояния или социального государства (welfare state). В узком смысле понятие «welfare state» относится к системе социального обеспечения, а в широком обозначает государственную систему программ, пособий и услуг, которые помогают людям удовлетворить те социальные, экономические, образовательные и медицинские потребности, которые являются фундаментальными для поддержания стабильности общества.

В исследовании социальной политики важны классические идеи происхождения и сущности социальных институтов и социального порядка, сформулированные М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Г. Зиммелем, П. Сорокиным. Напрямую ученые подошли к рассмотрению социальной политики в середине XX века одновременно с анализом социального государства и социальной справедливости. Среди первых социологических объяснений социального государства необходимо отметить следующие:

а) гражданская точка зрения, представленная в работах Т. Маршалла: государству необходимо обеспечить минимальную социальную поддержку, чтобы гарантировать подобающее участие индивида в либеральном демократическом обществе;

б) функционалистская перспектива Т. Парсонса: государственное вмешательство средствами социальной политики необходимо для разрешения конфликта в развитых индустриальных обществах;

в) марксистский подход: государство всеобщего благоденствия играет идеологическую роль в легитимации капиталистических социальных отношений, индивиды поддерживают государство и капиталистическую экономическую систему, поскольку они уверовали в благополучие, предоставляемое капиталистическим государством.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов на Западе в первой волне сравнительных социальных исследований был сделан вывод, что рост и масштабы социального государства являются неотъемлемыми результатами индустриальной капиталистической модернизации.

На сегодняшний день существует несколько типологий социальной политики в зависимости от параметров сравнения социально-политических систем. Выделяют модели:

- скандинавскую, континентальную, европейскую, трансатлантическую англо-саксонскую;

- бисмаркскую и бевериджскую;

- резидуальную (остаточную), институциональную и достижительную.

Классификация социальных государств, разработанная Г. Эспинг-Андерсеном, включает три типа: либеральный режим, консервативно-корпоратистский и социально-демократический, а точнее, либерально-социалистический (скандинавские государства, где принципы универсализма социальных прав соседствуют с нерушимостью индивидуальной автономии, поэтому эта модель представляет собой соединение либерализма с социализмом).

В либеральной модели социальная помощь в рамках определенных минимальных социальных потребностей оказывается по остаточному принципу бедным и малообеспеченным слоям населения, не способным самостоятельно добыть средства существования. По сути, речь идет об обязанности государства предоставить определенный минимум социальных гарантий всем членам общества. Консервативный принцип корпоративной социальной помощи подразумевает отдельные социальные программы для различных профессиональных и статусных групп в зависимости от трудового вклада. Социально-демократический принцип, первоначально основанный на концентрации общественных фондов поддержки профсоюзных и иных демократических общественных организаций, позднее распространился на всех граждан государства, имеющих права на равные льготы, независимо от степени нужды и трудового вклада.

В соответствии с этой классификацией система социального обеспечения в конце 1980-х годов в России, как и в других социалистических странах, формально приближалась к социально-демократической модели, которая в идеале выражается в следующем (черты): высокая роль местных органов управления, высокий уровень затрат на социальное обеспечение, высокая занятость, стимулируемая государством, наличие организаций частного сектора, предоставляющих услуги, акцент на обязательном страховании, налоговое перераспределение денежных средств, причем главными источниками финансирования выступают государство и муниципалитеты.

Однако в реальности под давлением монопартийной идеологии социальная политика социалистического режима была практически лишена независимости, поэтому основные характеристики социалистической системы государства всеобщего благосостояния в интерпретации Эспинг-Андерсена - это антилиберальная направленность, иерархичность, статичность, смесь социалистических идей с консервативными элементами политики.

Российская система социального обеспечения изменялась на протяжении XX века под воздействием процессов глобальных и локальных трансформаций, бюрократической рационализации, смены идеологий, формирования рыночных отношений, децентрализации и развития институтов гражданского общества.

С начала 1990-х годов под воздействием радикальных социально-экономических реформ медленно происходит существенное изменение основных акцентов социальной политики. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, тем самым была декларирована концепция социальной политики, нацеленная на повышение качества жизни всех граждан и сдерживающая распространение социального риска. В условиях резкого падения уровня жизни населения, роста безработицы, преступности, бедности, отставания заработной платы от цен потребительского рынка Правительство России было вынуждено идти на постоянное повышение зарплаты, пенсий и пособий, несмотря на требования Международного валютного фонда о снижении социальных расходов. Дальнейшее углубление экономического кризиса потребовало радикального реформирования существующих социальных обязательств государства, чтобы привести их в соответствие с реальными экономическими возможностями страны. В связи с этим в конце 1990-х годов обсуждались новые принципы российской социальной политики, концепция адресной социальной помощи, повышение качества социальных услуг населению, стратегия активизации человеческих ресурсов, развитие гражданской инициативы.

Программа адресной социальной помощи нацелена на решение проблемы бедности, обусловленной целым рядом взаимосвязанных субъективных и объективных (экономических, социальных, политических) факторов, специфических для России. Однако реализация этой программы создает немало организационных и экономических проблем. Большая часть бюджета расходуется на финансирование учреждений и мероприятий в ущерб непосредственной помощи нуждающимся семьям.

Подходы к разработке и реализации социальной политики

Реализация социальной политики опирается на ряд принципов. Важнейший из них — формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и социальных стандартов. Основу ее должны составлять солидарность общества, сокращение уровня обездоленности населения, преодоление эгоизма отдельных его слоев, оставивших за бортом жизни большинство своих сограждан. Она строится на соблюдении критериев социальной безопасности общества: масштабов естественной убыли населения, продолжительности жизни, здоровья населения, детской смертности, масштабов поляризации доходов, доли безработных и т.п., базируется на социальных гарантиях государства, обеспечивающих при любых условиях минимальные жизненные стандарты всем членам общества.

Разработка социальной политики может быть представлена в виде трех этапов.

К первому этапу относится определение принципов разработки социальной политики, к которым относятся:

≈ принятие социальной доктрины российского общества;

≈ определение социальных целей (долгосрочных, среднесрочных и сегодняшних);

≈ выявление на этой основе минимальных гарантий социальной безопасности (защиты генофонда, стабилизации жизненного уровня, стимулирования социальной активности и механизмов зарабатывания на социальные нужды, мер социальной защиты «групп риска», улучшения системы пенсионного обеспечения, системы образования и профессиональной подготовки, здравоохранения, жилищных вопросов, снижения криминогенной обстановки, искоренения алкоголизма и наркомании).

Второй этап. В рамках каждого из указанных направлений выделяются приоритеты. Например, в области сохранения генофонда нации определяются критерии улучшения качества питания, медицинского обслуживания и т.п. На этой основе разрабатываются комплексные целевые программы на федеральном и региональном уровнях, в рамках которых устанавливаются сроки решения проблем, изыскиваются необходимые ресурсы.

Третий этап. Все целевые программы по направлениям составлены государством и общественными институтами, осуществляется их системный анализ, вновь уточняются приоритеты с учетом реально имеющихся материально-финансовых возможностей. Через юридические нормы, бюджетный процесс, налоговые и кредитные механизмы всем направлениям государственной политики задаются социальные ориентиры, устанавливаются сроки, выделяются ресурсы, определяются ответственность и пути реализации уточненных программ.

Субъекты социальной политики государства: законодательные, исполнительные, судебные органы власти, формирующие цели, задачи, приоритеты социального, опираясь на созданную нормативно-правовую базу с участием всех общественных институтов, граждан, отчитываются перед обществом по временным периодам об эффективности решения социальных проблем.

В выработке и реализации социальной политики принимают участие органы власти (законодательной, исполнительной, судебной), все гражданские институты общества (политические институты, социально-профессиональные объединения граждан, отдельные люди), главным из которых является народ как суверен власти, перед которым власть отчитывается по результатам социальной деятельности. Контроль за реализацией мер социальной политики осуществляет все общество и его общественные институты как непосредственно, так и путем урегулирования отдельных функций законодательной и судебной властями. Формами такого контроля являются конституционное право, референдумы, выборы, отчеты депутатов, общественное мнение, письма граждан и т.п.

Эффективная социальная политика без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Это означает, что функции социального менеджмента дифференцируются по трем уровням.

Первый уровень. Государство разрабатывает социальные стандарты и нормативы, которые гарантируются населению: минимальный прожиточный уровень, доступ к образованию, медицинское обслуживание, обеспеченность продуктами питания, — что закрепляется в определенных правовых нормах.

Сегодня учеными разработана и успешно осуществляется целая система мер в этой сфере в рамках Программы социально-экономической поддержки интересов населения (СЭПИН), которая одобрена Федеральным собранием Российской Федерации и рекомендована региональным и муниципальным образованиям для внедрения.

Второй уровень. Регионам делегируются ресурсы и властные полномочия для гарантирования населению социальных благ (потребительская корзина, душевой и семейный доход и т.п.), которые они используют в соответствии с имеющимися социально-экономическими возможностями, постепенно наращивают средства на социальные нужды, улучшают качество жизни своих членов, предоставляя им возможности для зарабатывания средств на удовлетворение социальных потребностей.

Это делает необходимой разработку социальной политики на региональном уровне.

Третий уровень — муниципальные сообщества, органы местного самоуправления, которым центр и субъекты Федерации делегируют ресурсы и властные полномочия для решения местных вопросов под их ответственность. Необходима инновационная стратегия развития местных сообществ, которая позволяет максимально использовать самодеятельность населения в сфере более правильного использования местных ресурсов. Существуют различные способы в этой области развития муниципальной собственности и местного хозяйства, получения иностранных и государственных кредитов.

В современных условиях многие из недостатков социальной политики усугубились: механизма зарабатывания средств на социальные нужды пока не сложилось, наблюдается тенденция полного отказа от соблюдения минимальных социальных гарантий и прав населения. Отсутствуют какие-либо стратегические или тактические инициативы центральной власти по оздоровлению социокультурной сферы. Регионы практически не используют имеющиеся местные ресурсы на социальные нужды.

С учетом изложенного условиями улучшения социального положения людей являются:

1. Государство должно обеспечивать меры социальной защиты населения, выделять социальные приоритеты. Создание рыночного хозяйства — средство обеспечения достойной жизни каждому гражданину.

2. Социальное оздоровление общества возможно лишь с изменением систем и принципов социальной защиты населения, ее осуществление должно находиться под гласным контролем общества, включающим все социально-политические институты.

4. Экономика должна обслуживать социальные нужды граждан, а не крупного бизнеса.

5. Социальные приоритеты должны быть заложены в основе бюджетной, налоговой, инвестиционной политики.

6. Одним из направлений в региональной политике должны быть создание системы занятости населения и переквалификации работников, формирование новых рабочих мест.

7. Важной задачей в управлении социальными процессами является разработка критериев бедности с целью обеспечения существования всех групп населения и предотвращения резкой поляризации в регионах и в обществе в целом.

8. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест в регионах и на местах с помощью налоговых и иных экономических рычагов и др.

Решение указанных задач социальной политики, будет способствовать созданию демократического социального и правового государства, представляющего и обеспечивающего интересы граждан.

Предпосылкой формирования научно обоснованной и отражающей интересы населения социальной политики является состояние балансов между центральными государственными и региональными органами власти и органами местного самоуправления в сфере экономики, финансовой, налоговой, пенсионной, экономической политики.

Благополучие членов общества является фактором, зависящим от качества формирования социальной политики и отношений центральных органов власти, региональных институтов управления и местного самоуправления.

Состояние социальной сферы складывается из многих факторов, игнорирование хотя бы одного из них разрывает формирующуюся систему благополучия в обществе.

Основными факторами (условиями), обеспечивающими социальное равновесие между слоями общества, являются:

♦ природно-климатические условия территории;

♦ государственное устройство и отношения субъектов в системе государственного управления;

♦ степень и характер (в системе законодательных отношений) экономической свободы субъектов регионального управления;

♦ степень развития внутреннего рынка и внешнеэкономических связей;

♦ состояние межрегиональных экономических и этнокультурных связей;

♦ степень выражения интересов регионов в представительных и исполнительных центральных и региональных органах власти;

♦ наличие научных основ (моделирование, прогнозирование, альтернативность решений) социального управления в масштабах государства;

♦ наличие самостоятельной региональной социальной политики;

♦ степень развитости регионального маркетинга потребностей и возможностей их удовлетворения с помощью всех источников социального обеспечения в регионе и в государстве.

Социальная политика на местном уровне

Становление трехуровневой власти (федеральный центр, региональная власть, местное самоуправление) означает принципиальный переворот в системе социальной политики. По мнению эксперта, влияние федерального центра на реализацию социальной политики на местах стало меньше (не более 20 %), тогда как региональные власти играют здесь самую существенную роль (70 %), а местное самоуправление ограничено в своих возможностях: степень влияния местных органов власти на реализацию социальной политики на местах составляет сегодня не более 10 %. Между тем именно на уровне муниципальных органов достигается большая гласность в принятии и осуществлении решений, предсказуемости результатов социальной политики. На местном уровне можно обеспечить участие населения в потреблении и в производстве социальных услуг. Это удешевляет и повышает эффективность социальной политики, формирует осознание тесной взаимосвязи интересов отдельных социальных групп, объединенных местом проживания, солидарности местного сообщества.

Роль муниципалитетов в решении социальных проблем местного сообщества постепенно возрастала в течение 1990-х годов, во многом это зависело от наличия финансовых ресурсов и социального капитала органов местного самоуправления. В течение всего постсоветского периода происходило не только изменение структуры собственности, но и изменилась социальная роль предприятия в рамках местного сообщества. В ходе муниципализации социальных сервисов (детских дошкольных учреждений, клубов, домов отдыха, санаториев, профилакториев, поликлиник), принадлежащих ранее конкретным «градообразующим» производствам, эти объекты переходили в ведение местной администрации. Экономический кризис и недостаточность ресурсов местной власти во многих случаях привели к сокращению их числа (в частности, детских садов, санаториев и т.п.), их перепрофилированию, сокращению числа оказываемых услуг.

Сегодня к системе муниципальных социальных учреждений относятся как традиционные организации - больницы, театры, школы, так и новые специализированные объекты - территориальные центры помощи семье и детям, управления социальной защиты населения, центры социального обслуживания населения в районах и городах, приюты для детей, оказавшихся без попечения родителей. Юридически закреплен принцип равенства всех организационно-правовых форм реализации социальной политики, декларировано право сосуществования и развития негосударственных структур и организаций социальной сферы. Созданы новые для России органы управления социальной сферы, в ней появились новые организации и учреждения, изменились правила функционирования существующих социальных структур. Началось внедрение новых социальных и информационных технологий, создание баз данных, возникли новые социальные профессии.

Проблемы управления в социальной политике

Социальная политика есть цель социального управления, лишь вместе они выступают процессом либерализации социальной сферы, совершенствования социальных систем.

Часто социальная политика сводится к экономике, а менеджмент социальной службы - к экономическому менеджменту, в лучшем случае к финансовому. Реально социальная политика - это наука не только о макро- и микроэкономических процессах, но и об отношениях человека с социальным окружением, о стратегиях ресурсного восполнения ограниченных возможностей.

Понятие социальной политики связывают с механизмами, пространством и условиями воспроизводства человека как субъекта социума и культуры, возможностью получения доступа к образованию, профессионального развития, рекреации, информационного обеспечения, удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей. Социальными функциями обладают государство, предприятия, любые социальные, экономические и политические институты. Поэтому социальная политика включает социальную сферу жизни человека, важнейшие социальные институты образования и науки, культуры и искусства, социальной защиты и занятости. Физкультура и спорт, туризм, торговля, общественные и религиозные организации, средства массовой информации и множество других институтов направлены на социальное развитие человека и социальной инфраструктуры.

Вопросы социальной политики связаны не только с системой социальной защиты населения - поддержкой материнства, детства, пожилых и инвалидов, но и с проблемами занятости населения, многозначностью труда в жизнедеятельности, возрастанием роли институтов профориентации, дополнительного образования и правового регулирования отношений в сфере занятости.

Механизмы реализации социальной политики в российском обществе характеризуются, по мнению исследователей, реально существующими трудностями, такими как:

а) «разрыв» между поставленными самой жизнью социальными проблемами и возможностями финансово-экономического, организационного и управленческого плана;

б) противоречия между декларируемыми федеральным центром, региональными и местными властями целями и задачами социальной политики, с одной стороны, и реальными мерами по их осуществлению, с другой;

в) противоречия между органами социальной сферы центра и регионов, которые охватывают сферы компетенции, управления и организации конкретной предметной работы и реализации социальных программ;

г) противоречия, обусловленные явным несоответствием необходимых сегодня новых информационных технологий в управлении социальной сферой современному состоянию управленческой деятельности как на федеральном, так и на национально-территориальном и территориально-административном уровнях.

Недостатки социального менеджмента в современных условиях связаны с недостаточной подготовкой управленцев социальной сферы. Преподавание соответствующих дисциплин в России находится в стадии становления.

Важным условием социального менеджмента является особая организационная культура социальной службы, способствующая формированию, с одной стороны, чувства принадлежности к сообществу профессионалов социальной сферы и социальных работников, к коллективу данной службы и команде, а с другой - отношений справедливости.

Реформирование общества и социальных институтов изменяет концепцию, принципы и подходы социальной политики. В социальной политике вообще и социальном обслуживании в частности чрезвычайно важен принцип обратной связи. Инструментом эффективного взаимодействия социальной политики и общественного мнения является организация социальной работы, основные функции которой состоят в оказании социальной и психологической помощи, консультировании, социальной коррекции и реабилитации, информировании населения о возможных вариантах поведения в трудных жизненных ситуациях.

2. Семейный вопрос в социальной политике государства

Вопросы управления государственной семейной политикой

В последние десятилетия одним из основных направлений государственной социальной политики стала деятельность по поддержке семьи и защите детства, при этом исследователи, политики и общественные деятели отмечают, что положение семьи и детства является индикатором общественного развития. В 1994 году в России была озвучена необходимость разработки отдельного направления социальной политики - государственной семейной политики, которая решила бы комплексную проблему государственного регулирования и управления институтом семьи, который, как утверждают многие исследователи, находится на грани разрушения.

Вопросы разработки и реализации семейной политики во многом связаны с попытками выработать принципы управления институтом семьи не только с целью его сохранения, но также воспроизводства и дальнейшего развития. Как известно, идея разрушения института семьи связана с такими тревожащими государство тенденциями, как снижение уровня рождаемости, рост числа детей, лишенных родительского попечительства, рост уровня разводимости и прочими неприятностями, которые четко осознаются на уровне общества, государства. Наиболее часто отмечаемыми причинами этих тенденций являются причины экономического и политического характера.

На уровне отдельной личности и семьи проблемы малодетности, родительского контроля и практик воспитания, взаимоотношений между супругами в меньшей степени осознаются именно как проблемы и оцениваются как менее острые. Государство винит семью и отдельных граждан в отсутствии ответственности и нежелании удовлетворять интересы общества, нуждающегося в крепкой, благополучной семье, осуществляющей заботу о всех своих членах. При этом правительство России ориентируется на решение тактических, а не стратегических задач при управлении семейной и демографической политикой, реализуя мероприятия, не гарантирующие долговременных эффектов (например, различного рода пособия и льготы, направленные на улучшение материального положения семей с детьми, не решают проблемы массового распространения малодетности).

Особая сложность семейной политики как части социального управления заключается в необходимости учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Управление семейной политикой основывается на различных принципах, которые зависят от принципов общественного устройства и экономического положения граждан. Один из таких принципов - государственный патернализм. Этот подход подразумевает активное государственное вмешательство, регламентирующее многие стороны семейного функционирования, в том числе детско-родительские отношения. Государственный патернализм провозглашает значительную роль государства в интервенции в семью, которая в случае необходимости может носить принудительный характер, с целью сохранения семьи, усиления воспитательного воздействия на ребенка или защиты ребенка в случаях плохого обращения. Этот подход противопоставляет общественную и семейную социализацию, отдавая преимущество первой по причине недостаточной социальной компетентности родителей.

В условиях патерналистской системы государство стремилось подменить семью, взять на себя выполнение значительной части ее функций. Традиции государственного патернализма долгое время определяли направление семейной политики в нашей стране, что сформировало особое отношение к проблемам семьи и детской социализации на уровне индивидуального сознания. Многими с трудом воспринимается идея равной ответственности членов семьи за то, что происходит в ней, сильно развивается понятие внешней ответственности, сама же идея личной ответственности встречает сильное сопротивление, многие семьи не могут примириться с тем, что за них больше никто не отвечает.

В настоящее время наша страна, отказавшись от патерналистских традиций, провозгласила идею партнерских отношений и самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки, а взаимоотношения семьи и государства строятся на принципах партнерства, разделения ответственности за семью, сотрудничества с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями (Основные направления государственной семейной политики РФ, 1996).

Переход семьи в позицию субъекта социальной политики, как предполагалось, обеспечит существенное перераспределение прав и взаимной ответственности между семьей и государством. В настоящее время семейная политика пропагандирует идеи ответственности семьи в принятии решений относительно ее экономического и демографического воспроизводства, родительства и других сфер семейного функционирования. К сожалению, в реальной жизни государство, резко снизив поддержку семей, не обеспечило адекватных мер для их адаптации, не осуществляет необходимые структурные преобразования. При этом семья оказалась не подготовленной к переходу к новым социальным и экономическим отношениям. Либеральные идеи о невмешательстве государства в дела семьи не нашли широкого отклика в массах, что позволило государству вновь заняться проблемой управления семейными и детско-родительскими отношениями.

Управление институтом семьи все чаще начинает использовать такие практики, как регулярный надзор и контроль семей, представляющих угрозу для общества, которые принимают формы домашних визитов, патронажа. Рост количества центров «Семья» и фокусировка их задач на работе с социально-неблагополучными семьями является показателем данной тенденции, с их развитием связывается надежда на улучшение паттернов семейного воспитания, на сохранение традиционной модели семьи, рост родительской ответственности и даже на решение демографических проблем за счет увеличения уровня рождаемости.

Существующие в современных обществах расхождения в подходах к принципам функционирования социальной сферы или в выборе путей ее реформирования и управления имеют двоякий характер: с одной стороны, они отражают столкновение различных мировоззренческих и политических установок, которые, как это часто бывает в политике, в немалой мере порождены не объективным анализом, а соображениями борьбы с политическими оппонентами; с другой стороны, это профессиональная дискуссия, имеющая целью нахождение оптимального решения социальных проблем.

Особенности социального положения многих европейских стран, особенности развития России заставили политиков и исследователей утверждать, что современная теория государства всеобщего благосостояния зашла в тупик, и стимулировать дискуссии относительно преимуществ и приоритетов принципов универсализма, лежащих в основе политики всеобщего благоденствия. Современное социально-политическое пространство весьма плюралистично, социальный контекст характеризуется изменением идентичностей, перераспределением интересов, расширением сферы производства и потребления социальных благ и услуг, умножением социальных практик, в том числе и в сфере семьи, брака, родительства, следовательно, управление социальной политикой должно более интенсивно учитывать понятие и проявления «различия», представляя и организуя дифференцированность, пределы и ограничения социальных благ и услуг.

В научной дискуссии относительно принципов, лежащих в основе различных типов семейной социальной политики, предпринимались попытки интеграции интересов и ценностей государства и общества, с одной стороны, и семьи, с другой, чтобы разработать принципы управления семейной политикой, с помощью которых при учете значимости различий и плюрализма возможно создать устойчивую нормативную основу как приемлемый стандарт для решения многочисленных вопросов положения семьи в обществе.

На институциональном уровне социальной политики реализация интегративного подхода возможна при согласовании централизованных и децентрализованных элементов управления социальной политикой.

Согласование интересов семьи и государства

Споры о семейной политике свидетельствуют о несовпадении интересов сторон, низком уровне доверия к мерам государственной поддержки семьи со стороны граждан, а к семьям - со стороны представителей государства. Для понимания таких взаимоотношений интересным будет привлечь идеи К. ле Гранд, которая считает важным использовать для анализа социальной политики понятие деятельности. Согласно ее классификации акторов социальной политики, в государстве всеобщего благосостояния население можно условно разделить на три группы: а) деятельность большинства людей подчинена их интересам (ле Гранд использует термин «мошенники»), они отличаются от тех, кто: б) заботится о духовности и морали («рыцари»), в) или же люди пассивны и безответственны («пешки»). К категории «рыцарей» относятся политики, государственные служащие, представители бизнеса, обеспечивающие финансирование социальных программ, профессионалы, поскольку предполагается, что эти группы действуют в интересах общества, определяя потребности населения, разрабатывая и реализовывая мероприятия и создавая службы, обеспечивающие их удовлетворение. «Пешки» представлены населением, которое пользуется услугами, льготами и пособиями, они пассивны, однако реализация политических мероприятий построена таким образом, что данные категории населения выступают в качестве «мошенников» - для них разработана целая система проверки, контроля, наказаний и стигматизации, например, монородительские семьи (матери-одиночки), опекунские семьи или многодетные семьи. Действительно, одним из препятствий формирования эффективной семейной политики является существенное изменение установок всех групп: «рыцари» начинают все больше и больше говорить об интересах общества, вуалируя тем самым заботу о собственных интересах. В результате эта группа все более отчетливо приобретает черты «мошенников».

Итак, усиление государственной семейной политики сопровождается расширением и углублением воздействия государства на семью, однако механизмов, обеспечивающих правовые гарантии суверенитета семьи, реальные интересы и условия существования конкретной семьи, так и не было предложено, что не позволяет говорить о балансе семейных и общественных интересов. С другой стороны, привлечение внимания к проблемам семьи, усовершенствование терминологии, признание многообразия форм семьи, попытки учета особенностей социального положения, интересов семьи, родителей и детей, координация усилий различных управлений и ведомств по обеспечению благополучия семьи являются основой для создания эффективной семейной политики, построенной на балансе интересов личности, семьи и общества.

Современные реформы в России преследуют двоякую цель: поднять уровень благосостояния населения и создать сильное государство. Одним из аспектов этого процесса, наряду с либерализацией экономики, является процесс децентрализации, передачи ответственности за характер принимаемых решений на уровень регионов, уменьшение роли государства при решении местных проблем, чему в немалой степени может способствовать развитие переговорной демократии, позволяющее наиболее полно согласовывать интересы всех субъектов семейной политики. К сожалению, социальным и управленческим аспектам преобразований уделяется недостаточно внимания, а социальная политика, необходимая для улучшения условий жизни в обществе, и проблема соблюдения прав человека воспринимаются как второстепенные по сравнению с экономическими проблемами. Финансирование социальной сферы по остаточному принципу сдерживает развитие сети социальной поддержки и порождает недоверчивое отношение к возможностям государственных учреждений решать социальные проблемы семьи. Вместе с тем обеспечение адекватных социальных условий и соблюдение прав человека являются одними из основных признаков демократического общества. Достичь этого можно только в условиях гражданского общества, поэтому особенно актуальным, на наш взгляд, является развитие системы публичного обсуждения мер и принципов социальной политики, влияющих на жизнь очень многих людей. Лишь критический анализ социальной политики учеными, специалистами-практиками, заинтересованными представителями общественных организаций, правозащитниками создаст предпосылки демократических процедур выработки и управления социальной политикой.

Тема № 11 - «Культура в социальном механизме управления коллективом»

1. Понятие, содержание и виды культуры управления

Элементы культуры управления социальными процессами

Культура социального менеджмента включает в основном те же элементы, что и другие виды культуры, но культура социального менеджмента и культура производства — имеют некоторые отличия.

Культура социального механизма управления производством сочетает в себе совокупность достижений в осуществлении процесса управления, организации управленческого труда с использованием технических средств, а также соблюдение требований, предъявляемых к системе управления и работникам, обусловленных нормами и принципами этики, морали, эстетики, права.

Под культурой производства подразумевается совокупность нормативных требований к технико-экономическому уровню производства, внедрение прогрессивной техники и технологии, научной организации труда на каждом рабочем месте и на предприятии в целом, улучшение труда и быта работающих, соблюдение ими требований эргономики, экологии, технической эстетики и т.д.

Специалисты выделяют три уровня культуры управления производственным коллективом — высокий, средний и низкий.

Высокий уровень отражает наиболее органичный способ взаимосвязи системы управления и производства. Формы и методы управленческого воздействия на производственный коллектив соответствуют интересам всех участников трудовых коллективов и общества. Высокий уровень культуры управления характеризуется демократическим стилем руководства, благоприятным морально-психологическим климатом в трудовом коллективе, большой степенью удовлетворения трудом, стабильными показателями, гласностью и информированностью во всех сферах деятельности, широким использованием средств техники и технологии управления и т.д.

Средний уровень культуры управления наблюдается в коллективе, где единство целей и интересов участников производственного процесса слабо подкрепляется соответствующими методами и формами их реализации. Причинами этого является недостаток знаний руководящих работников в сфере социально-психологических и педагогических вопросов управления, недостаточная их подготовленность к взаимодействию с людьми.

Низкий уровень культуры управления характеризуется устойчивыми конфликтами и противоречиями между большинством членов трудового коллектива и руководством предприятия, корпоративными целями определенных групп работников и специалистов, жестким бюрократическим административным стилем управления.

Виды культур управления

Культура управления производственным коллективом складывается из различных субкультур и включает различные элементы, которые отражаются на процессе управления и производства.

Культура управления коллективом включает личную культуру управленческих работников, культуру процессов управления и условий труда, культуру работы с документами и информацией и т.д., которые связаны между собой и взаимозависимы. Определяющей среди них является личная культура работников управления, которая состоит из общей культуры работника, нравственных, деловых и личных качеств, знаний достижений науки и практики управления, умения применять современную управленческую технику и технологию.

Отечественные и зарубежные специалисты выделяют в культуре управления этические, эстетические, технические, экономические, организационные, педагогические, психологические и правовые элементы культуры личности управленческих работников.

Этическая культура

Термин этика использует философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике различают два рода проблем: практические (как должен поступить человек — нормативная этика) и теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. Теоретическое знание имеет практическое значение, оно не только вооружает человека методами и средствами преобразования мира, но содержит мировоззренческую сторону и обосновывает цели практической деятельности.

Специфика этики состоит в том, что цели практической деятельности человека формируются в виде моральных принципов и норм поведения. Особенности деятельности управленческих работников находят отражение в профессиональной управленческой этике, основным принципом которой является создание условий для удовлетворения различных потребностей членов коллектива.

Этикет — совокупность правил поведения работников системы управления, касающихся его взаимоотношений с людьми. Нормы этикета носят согласительный характер, т.е. предполагают некую договоренность о том, что считать правильным и нормальным в поведении людей, а что - недостойным.

Понятие этикет включает ряд моральных требований, отражающихся в культуре поведения управленческого работника. Это его вежливость, тактичность, скромность, точность, ответственность, высокий профессионализм, продуманная линия поведения на производстве и во внеслужебных контактах с подчиненными. Управленческий этикет включает в себя, по сути, две группы правил поведения руководителя.

Первая — это правила, действующие в сфере отношений между членами одного коллектива или людьми, связанные с совместной работой (правила, определяющие характер отношений «руководитель — подчиненный»). Вторая — это правила, регламентирующие общение работников одного предприятия или организации с другими людьми или подразделениями.

Эти нормы этикета закрепляются в форме различных инструкций, положений, различного рода статусов, договоров, регламентов и т.д.

Эстетическая культура управления

Это философская дисциплина, изучающая законы красоты и ее проявления в жизни и искусстве, т.е. наука, изучающая закономерности художественного освоения действительности человеком, законы эстетического ее восприятия.

Уровень и качество системы управления производством, управленческая культура, определяются системой эстетических показателей (пр. благоустройство производственных и административных помещений), которые разделяются на следующие группы:

♦ показатели, характеризующие кадровый состав управленческого аппарата и его способность решать те или иные вопросы, связанные с внедрением результатов эстетических исследований в практику производства;

♦ определяющие принципы взаимодействия работников аппарата управления с работниками организации, а также меру учета эстетических факторов в этом взаимодействии;

♦ указывающие на уровень организации производственной среды как одно из важнейших условий повышения эффективности трудовой деятельности с учетом эстетических факторов;

♦ определяющие качество выпускаемой продукции, ее товарный вид, а также мероприятия по обеспечению наилучших условий ее транспортировки, хранения и доставки заказчику.

Правовая культура управления

Если этические нормы регулируют поведение человека в области нравственности и морали, то в организационно-нормативных актах юридические нормы устанавливают границы управления на каждом уровне, определяют права и полномочия различных работников и специфические требования профессиональной управленческой культуры. Проявлением правовой культуры управленческого работника является его практика выполнения, соблюдения и использования в работе требований нормативно-правовых актов.

Культура деловых отношений

В процессе производства в коллективе складываются экономические и социальные отношения, в которых переплетаются личные, коллективные и общественные интересы.

Сложившиеся отношения определяют нравственно-психологический климат, который влияет на работоспособность и на общее настроение людей, их оценку значимости своего труда, условия работы и быта, а также формирует мнение о товарищах и руководителях.

Деловые отношения непосредственно проявляются в определенных функциональных обязанностях работника, успешность выполнения которых зависит от личностных особенностей, уровня организации и от морально-психологического климата в коллективе. Все эти факторы связаны между собой и влияют друг на друга.

При формировании деловых отношений необходимо руководствоваться некоторыми принципами: свободой высказывания и инициативой, солидарностью, информированностью, справедливостью в оценке подчиненных, уважительностью.

Свобода высказывания и инициативы, стремление к самостоятельной деятельности, возможность открыто высказывать свое мнение, включенность подчиненных в процесс принятия управленческого решения и его реализации.

Солидарность. Коллектив должен чувствовать, что руководитель не отделяет себя от коллектива, совместной деятельности.

Информированность. Работник должен знать положение дел в коллективе от руководителя, иначе через иные источники информации формируются слухи, которые во всех случаях содержат искаженную информацию, рисующую события хуже, чем они есть на самом деле.

Справедливость в оценке подчиненных. Недооценка хороших работников, попустительство, любая несправедливость в оценке вызывает осуждение со стороны коллектива, отрицательно влияет на авторитет руководителя, микроклимат в коллективе и эффективность процесса производства и управления.

Уважительность. Форма обращения, способы передачи управленческого распоряжения могут различаться, но использование авторитарного стиля управления, резкость и грубость всегда вызывают отрицательный эффект, могут порождать конфликты.

Служебная этика предписывает руководителю быть объективным и справедливым в отношении всех подчиненных работников, ровным в общении с ними, принципиальным в деле и терпеливым к людям.

Соблюдение норм служебной этики имеет экономический смысл, поскольку выполняет функции социального механизма управления. Она в значительной мере воздействует на сплочение людей, формирование стабильного трудового коллектива, организацию в нем здорового психологического климата, обеспечение высокого уровня производственных процессов, решение социальных проблем.

Традиции как объект и средство социального менеджмента

Одна из закономерностей развития коллектива — преемственность традиций, поэтому им необходимо уделять внимание и умело их использовать при достижении социально-экономических целей предприятия. Традиции есть обязательное условие развития и компонент образа жизни человека. Традиции выступают как одно из реальных проявлений исторической преемственности поколений, сплоченности и единства российского общества. Они выступают и как объект, и как средство социального менеджмента.

В зависимости от своего содержания традиции могут оказывать положительное и отрицательное влияние на развитие коллектива.

Традиция — естественный коммуникационный механизм производственного коллектива. Через коммуникацию функции морали передаются духовные ценности от поколения к поколению. Традиции как социальное явление отражают материальные и духовные условия развития производственного коллектива.

Как социальное явление, традиции выполняют две функции: по формированию коллективов и влиянию на социальные процессы в коллективе.

Традиции как социально-психологическое явление отражают и закрепляют определенный уровень сознания. Наряду с общественным мнением и настроениями, ценностной ориентацией они образуют систему наиболее устойчивых социально-психологических состояний трудовых коллективов и различных неформальных объединений.

Велика роль традиций в организации воспитательного процесса и педагогического воздействия на формирование сознания членов коллектива. На их основе в коллективе складывается своеобразная система межличностных отношений, социально-психологических взаимодействий членов коллектива.

Значительна роль традиций в структуре внушения и убеждения. Они оказывают влияние на поведение личности и помогают личности адаптироваться к определенным социальным действиям.

Изучение и использование механизмов образования и функционирования традиций позволяет эффективно использовать их в процессе формирования производственного коллектива и воспитания личности и успешнее достигать поставленных целей.

Традиции выступают как условия и средства социального менеджмента, которые играют важную роль в формировании и эффективном функционировании системы управления социально-экономическими процессами в производственном коллективе.

2. Управленческие отношения в социальном менеджменте

Политическая культура как средство управления коллективом

Политическая культура, как и всякая иная, создается людьми в ходе практического освоения мира. Она порождается экономическими интересами определенных классов и выражает эти интересы в процессе осуществления государственной власти и реализации политических прав и свобод и т.д. Классовое содержание политической культуры — ее главная характерная черта.

Основу структуры политической культуры составляет политическое сознание, имеющее два уровня: идеологический и социально-психологический. Первый связан с разработкой политической идеологии, выработкой политических доктрин, воплощаемых в стратегии и тактике политической деятельности тех или иных партий.

Социально-психологический уровень включает политические воззрения, чувства, убеждения, возникающие под влиянием повседневных условий жизни, непосредственного житейского опыта. Политическое сознание на этом уровне находит выражение в политическом настрое масс, их политических убеждениях, традициях, привычках.

Соединяясь с практическими действиями по осуществлению политической власти, управлению общественными делами, политическое сознание включается в ткань политической культуры.

Политическую культуру можно определить как часть духовной культуры общества, воплощенную в политическом сознании, системе принципов и методов политического руководства, в стиле политических отношений, в реальных политических действиях масс, классов, политических партий, индивидов. Высшие показатели политической культуры — это уровень политической активности и широта политических действий народных масс — главного субъекта исторического процесса.

Межличностные отношения в процессе управления коллективом

Весь процесс управления, его содержание воспринимаются как результат деятельности конкретного человека и связываются только с его личностными качествами.

Межличностный аспект отношений реализуется в «ролевом» поведении участников процесса управления и в стиле управления. Ролевое поведение предписывает участникам процесса управления следовать определенным, социально одобряемым стандартам.

Межличностный аспект управления реализуется руководителем и подчиненными, с их личностными качествами.

Стиль управления основывается на индивидуальной реализации функций управления. Традиционно принято подразделять стили на авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль традиционно связывается с предельной формализацией поведения и ограничением отношений исключительно функциональной необходимостью, т.е. в данном случае межличностная сторона управленческих отношений представлена уровнями квалификации, интеллектуальными способностями и навыками работы.

Демократический стиль основывается на более широкой гамме личностных отношений, включающей, в том числе, неофициальные, дружеские. Этому стилю характерно правильное восприятие критики, советов и пожеланий в дальнейшей работе со стороны подчиненных.

Либеральный стиль также предполагает использование широкого аспекта межличностных отношений, но имеет одну отличительную особенность: при этом стиле развиваются отношения, в которых снижается взаимная критичность, требовательность, здесь люди ориентированы скорее не на выполнение своих должностных обязанностей, а на то, чтобы при любых обстоятельствах соблюдать хорошие отношения.

Межгрупповые управленческие отношения

Осуществляя властные функции, управленческая группа вступает в управленческие отношения с группой управляемых. Отличительная особенность управленческой группы — это обладание властью. Власть всегда используется, как инструмент для достижения целей организации.

Власть всегда основывается на мягком, или жестком подавлении воли другого человека, на ограничении свободы выбора того или иного действия, поступка, неравенстве аргументации и т.п. Именно эти факторы влияют на напряженность межгрупповых управленческих отношений. В целом отношения реализуются в сочетании двух противоположных состояний со стороны управляемыхпослушания и критики. Со стороны управляющих в отношениях задействованы утверждение и подавление.

В значительной степени продуктивность реализации межгруппового аспекта управленческих отношений связана с этическими установками управленческой группы.
Даже самая суровая, самая жесткая власть не вызывает протеста, критики, если управленческая этика сдержанна, направлена на ограничение своих эгоистических интересов. Личная и групповая умеренность, открытость, нестяжательство — это те нравственные критерии, которые укрепляют межгрупповые управленческие отношения.

Продуктивность управленческих отношений, независимо от их межличностного или межгруппового аспекта, основывается на следующих социально-психологических принципах.

• Управленческие отношения при сохранении властной основы должны не подавлять, а стимулировать инициативу.

• Управленческие отношения должны направляться на ситуацию.

• В управленческих отношениях важно соблюдать такт и уважительность к каждому человеку, ставшему их участником. Без этого уровень сопротивления управленческому воздействию всегда будет выше.

• В управленческих отношениях важно добиться снижения или, по возможности, полного устранения информационного неравенства. Неравенство должно быть только в полномочиях. Информационное неравенство создает в системе управления напряжение между сторонами, может быть причиной конфликтов.

Тема № 12 - «Морально-психологический климат в коллективе»

1. Особенности морально-психологического климата в коллективе

Нравственный аспект в социальном менеджменте

В социальном менеджменте принцип формирования человека на основе активного преобразования действительности выражается в органическом соединении идейно-воспитательной работы с осуществляемыми организационными и хозяйственными мероприятиями предприятия.

Любой этап процесса управления — планирование, организация производства, обмена и потребления, контроль и учет — включает в себя моральные аспекты, так как тесно связан с налаживанием внутриколлективных отношений, системы ответственности и дисциплины, психологическим климатом и т.п.

Постоянное улучшение моральных качеств, повышение сознательности людей, связанных с управленческой деятельностью, создание в управленческом аппарате морально-психологического настроя, сочетающего взаимное доверие, взаимопомощь с взыскательностью, непримиримостью к нарушениям трудовой и государственной дисциплины — эти направления выдвигаются на первый план в проведении социально-экономической политики государства.

Процесс возрастания роли нравственного аспекта в области управления связан с:

- расширением сферы морально оцениваемых явлений управленческой деят


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: