Учебный план. Сетка часов.
Структура школьного учебника.
Место и задачи учебника в учебном процессе.
Школьная программа по истории. Принципы их построения. Структура.
Учебный план. Сетка часов.
Лекция №2. Содержание школьного курса истории
- Перечень учебных дисциплин всего периода обучения;
- Распределение этих дисциплин по годам обучения;
- Определяет недельное и годовое количество часов на каждый предмет;
- Определяет время каникул, экзаменов, практики;
- Определяет темы факультативов.
Сетка часов – перечень дисциплин, с определением недельных часов.
В 1980-е годы история преподавалась 17 часов в неделю
Предмет | Количество часов в неделю | |||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | |
История | ||||||||||
Основы государства и права | _ | _ | _ | _ | _ | _ | ||||
Обществознание | - | - | - | - | - | - |
По сетке можно определить: 1) тип образования (соотношение гуманитарных и естественных дисциплин); 2) глубину образования (по названию предметов и кол-ву недельных часов).
|
|
Конец 80-х годов – новые тенденции в формировании учебных планов.
1) Базовые и авторские, т.е. опред. гос-вом и типом школы; вводятся новые дисциплины, но не трогается базовая программа.
2) Введение общей дисциплины – обществознание.
1997/1998 гг. – базовый учебный план с региональным компонентом (обязательная для исполнения часть учебного плана).
Предмет | Количество часов в неделю | |||||||||
I | II | III | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | |
История | ||||||||||
Обществознание |
Школьная программа определяет:
· Содержание школьного курса истории, проблематику и объём;
· Структуру школьного курса (распределение материалов курса по годам обучения);
· Время, которое направлено на изучение курса, раздела, темы.
Центральная проблема – расположение материала по годам обучения зависит от типа школы и ступеней обучения школы (4-летка, 7-летка, 11-летка)
1) Концентрический (с сер. XIX в. До 1914 г., с 1996/1997)
2) Линейный (1934 – 1958, 1965 – 1996\1997)
3) Линейно-ступенчатый (1959 – 1965)
Концентрический курс. Изучение идёт последовательно на отдельных этапах – концентрах – при чем охватывается курс истории с древнейших времён до современности и изучение материала на каждом последующем этапе проходит более глубоко, чем на предыдущем.
|
|
|
|
V ИДМ IX
VI ИСВ X
VII ИНВ XI
VIII Новейшая ист. XII
Первый концентр предполагает сюжетно-посествовательный курс, много фактом, мало социологических обобщений. Развивается принцип – учение истории должно начинаться с истории Отечества и сопереживания.
Преимущества концентрического курса: 1) молодёжь со среднем образованием имеет полное представление об истории человечества; 2) принцип обоснован педагогически и психологически и позволяет определить содержание сообразно с возрастными особенностями учащихся, что позволяет достичь высокого образно-воспитательного эффекта; 3) все разделы истории усваиваются с одинаковой степенью глубины; 4) неизбежное повторение.
Русская гимназия – развитие концентризма.
1913 г. – история изучалась на трёх концентрах.
Изучали одно и то же I – II класс – элементарный курс (2 часа)
IV – VI класс – основной курс (3 часа)
VII – VIII класс – дополнительный курс (2 часа)
НО! Элементарный курс изучался по систематическим учебникам старших классов разрыв между теорией и практикой
Обязательные условия концентризма (не одно из них в русской истории не соблюдалось): 1) правильное определение объёма, специфики содержания и изложения материала на каждом этапе элементарный курс не должен быть уменьшенной копией, а образный сюжет соответственно должны строится и учебники; 2) между соответствующими разделами концентров должен быть разрыв во времени (не менее 3 – 4 лет); 3) достаточный промежуток времени (3 – 4 года) для развёртывания каждого из концентров обучение должно быть 12 лет.
Линейный курс. Материал располагается систематически и последовательно по донной линии – от класса к классу
XIX/XX вв. – два варианта линейности: хнонолочически-прогрессивный (от древнего мира до современности) и хронологически-регрессивный (от современности к древнему миру). Спор – какой материал доступнее младшим: древний (мало народов, легко понять историю) или современный (история вокруг самих детей). В ХХ веке этого спора нет, т.к. современность всё труднее понять.
Преимущества линейного курса: 1) распределение материала наиболее естественно, соответствует ходу исторического процесса и структуре исторической науки; 2) учащиеся со среднем образованием получают дополнительное представление об истории человечества; 3) экономия учебного времени, т.к. избегаются повторения; 4) изучение в каждом классе нового курса механически поддерживает интерес учащихся к предмету.
Трудности линейного курса: 1) соблюдение психолого-педагогических требований при определении содержания курса, т.е. неравномерное изучение этапов развития человечества (ИДМ, ИСВ – элементарный курс); 2) последовательное изучение отдельных этапов развития человечества растягивается на 7-8 лет, что приводит к проблеме закрепления материала и прочности знаний; 3) невозможность его использования для ступенчатого образования.