Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. О ней можно сказать очень кратко и точно – у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется ввиду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и появлением собственных экспериментальных методов. Это произошло во второй половине XIX, но истоки психологии теряются в глубине веков.
Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей, предметов, воспоминания, переживания) – таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира. Стремление объяснить соотношение жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира – все это привело к верованиям о том, что человек состоит из двух частей: осязаемой, т.е. тела и неосязаемой т.е. души. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как о самостоятельных началах. Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов. Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом.
|
|
Мы не будем рассматривать историю психологии. Наша задача заключается в том, чтобы показать, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике.
Направление | Предмет исследования |
Психология сознания | сознание |
Бихевиоризм | поведение |
Фрейдизм | бессознательное |
Гештальтпсихология | целостные структуры психики |
Гуманистическая психология | личность, индивидуальность |
Когнитивная психология | познавательные процессы |
Деятельностный подход | внутренняя деятельность, психика |
Основные направления психологической науки: бихевиоризм, глубинная психология, гештальт-психология.
1. Бихевиоризм – предмет исследования – поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т.е. на образование связей между стимулами и реакциями. Ученые считали, что поведение является единственным объектом, доступным изучению, а потому психология должна исключить сознание из своего предмета, оставив в нем только изучение поведения. Дальнейшие исследования показали, что нельзя объяснить всю психическую жизнь, исходя из схемы “Стимул – Реакция”. Невозможно совершенно не учитывать внуреннего состояния живого существа. Это привело к модификации классического бихевиоризма и к появлению необихевиоризма.
|
|
2. Глубинная психология – предмет изучения – глубинные бессознательные структуры психики. Метод их изучения – психоанализ. Ведущая роль принадлежит З. Фрейду, который считал открытые им закономерности универсальными для всех людей. Сторонники психоанализа понимают структурную модель личности как состоящую из подсистем: ОНО – СВЕРХ-Я, Я. Постепенное погружение в прошлое вызывает неприятные, болезненные, порой постыдные воспоминания. Поэтому возникает бессознательное сопротивление актуализации такой информации. Психоанализ позволяет провести как бы ревизию личности, вскрыть забытое, зафиксированное на бессознательном и предсознательном уровне. Осознание этих подавленных импульсов приводит к гармонизации личности.
3. Гештальт-психология – исследование целостных структур, из которых состоит психическое поле. Возникла в Германии (гештальт – в пер. с нем. «образ», «форма»). В отличие от других направлений предметом исследования является содержание психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности. Идеи школы основываются на экспериментальном исследовании познавательных процессов. Эта школа одной из первых обратила внимание на разработку новых объективных экспериментальных методов исследования психики и начала изучение структуры и качеств личности. Ими были открыты почти все известные в настоящее время свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формировании мышления, воображения и других функций. Главная идея – как восприятие различных образов влияет на поведение человека.