Основы социальной психологии
Одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение.
Общение– это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
В общении реализуется потребность в другом человеке. Посредством общения люди организуют различные виды практической и теоретической деятельности, обмениваются информацией, добиваются взаимопонимания, взаимно влияют друг на друга. В процессе общения формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения.
Структуры общения:
1. Коммуникативная – состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
2. Интерактивная – заключается в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.
3. Перцептивная – означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.
Виды общения:
1. социально ориентированное – лекция, доклад;
2. групповое предметно ориентированное - при нем четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью – в процессе труда, обучения и т.д.;
|
|
3. личностно ориентированное – общение одного человека с другим.
Типы общения:
1. Императивное – авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям (начальник-подчиненный, учитель-ученик).
2. Манипулятивное – форма, при которой воздействие на партнера с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.
3. Диалогическое – равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению.
По характеру общение бывает:
1. Вербальное – общение посредством слов.
2. Невербальное – общение посредством мимики, жестов, звуков, прикосновений, запахов, расположения в пространстве.
Речь – это процесс общения людей посредством языка.
Свойства речи:
1. Выразительность – проявление определенных эмоций, сопровождающееся интонированием, мимикой и жестами.
2. Понятность – синтаксически и грамматически правильно построенные предложения.
3. Содержательность – количество мыслей, заключенных в речи.
4. Воздейственность – умение убедить собеседника, повлиять на его мысли и чувства, может иметь положительный и отрицательный характер. Воздейственная речь бывает двух видов:
- поучение – просьба, приказание, приказ;
- наставление – совет, инструктаж.
Виды речи:
1. Внутренняя – направлена на себя.
2. Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.
|
|
Внешняя речь бывает:
1. Устная.
2. Письменная
3. Аффективная – нет замысла, очень проста, ограничена: «Ах!», «Ну, погоди!».
Устная речь бывает:
1. диалогическая – речь, при которой активны все ее участники, не требует специальной подготовки.
2. монологическая – развернутая и связная речь, требует тщательного отбора слов, оборотов.