Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования
Образовательная система России
Психология образования
Образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функционирование.
Образовательными системами являются все те социальные институты, главной целью которых является образование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего позитивного результата. Такой конечной целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности. Мерилом достижения этой цели является результат, который, в конце концов, всегда надо искать в личности выпускника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания, организации учебного процесса, создания материальной базы и т.п.
Система образования имеет следующие основные звенья:
- система дошкольного воспитания (ДДУ, детские ясли-сад, прогимназия, центры детского развития и др);
- начальное образование (начальная школа)
- основное общее образование (9 классов)
- среднее (полное) общее образование (11- 12 классов)
- начальное профессиональное (ПТУ)
- среднее профессиональное (колледж, техникум)
- высшее профессиональное (институт, академия, университет)
- послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, ординатура)
- дополнительное образование (художественные и музыкальные школы, дома детского творчества, центры и институты профессиональной ориентации и переподготовки, курсы повышения квалификации).
Переход к непрерывному образованию означает, что происходит не только отказ от конечного образования, при котором усвоенные готовые знания используются всю последующую жизнь, но и отказ от убеждения, что существуют готовые знания, которые необходимо лишь усвоить. Переход к непрерывному образованию означает признание того факта, что знания могут существовать в неорганизованном, в «неготовом» виде, что готовые знания устаревают и что всякое знание носит условный характер, наконец, что образование — это не столько усвоение готовых знаний, сколько обучение способам поиска информации и ее обработки с целью получения новых знаний, новой информации.
Основной проблемой образования становится не усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в мощном потоке все возрастающей информации, а проблема прямо противоположная — получение, создание, производство знания в соответствии с возникающими потребностями.
При всей распространенности и развитости педагогических форм обучения и образования основными, исходными и первичными следует признать непедагогические формы обучения, с которыми связана вся жизнь индивида как в рамках школы, так и за ее пределами. Более того, можно утверждать, что трудности, переживаемые нынешней образовательной системой, объясняются еще и тем, что педагогические формы общения как обучения теряют свою эффективность; учитель, а вместе с ним и готовые знания, которые он представляет, теряют свой былой авторитет. Учащийся все чаще относится к передаваемым знаниям как к информации, сомневаясь в их достоверности и необходимости.
Концепция непрерывного образования, рассматривающая образование как процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека, столкнулась прежде всего именно с этой проблемой: в какой форме должно совершаться непрерывное образование, не вымысел ли оно, не выльется ли оно в «возобновляемое обучение или нудное пожизненное векование всех за аудиторными столами». Это означало бы распространение педагогической формы образования на всю жизнь человека и на все сферы жизнедеятельности общества. Вряд ли это возможно и, тем более, необходимо.
Еще менее вероятно, что педагогические формы образования будут полностью вытеснены формами непедагогического обучения, например в результате развития технических средств и информационных систем, позволяющих пользователю самостоятельно выходить на любые банки данных и запрашивать информацию по любому интересующему его вопросу, не прибегая к помощи посредника, каким является учитель, преподаватель.
В свете идей развивающего обучения, новаторской педагогики, педагогики сотрудничества, активного, контекстного обучения меняются представления об отношениях педагога и учащегося, о формах и методах обучения, его содержании, целях и задачах. Педагог все более теряет свой статус носителя готового знания и превращается в организатора совместной творческой деятельности учащихся. Тем самым педагогика, в поисках форм обучения, отвечающих потребностям непрерывного образования, теряет традиционный облик.
Следует отметить, что одной из ключевых тенденций развития образования в России является дальнейшее расширение прав и свобод образовательных учреждений, демократизация процесса управления школьным и вузовским образованием.
Другая важная особенность образования в России заключается в том, что существенно меняется процесс социального взаимодействия двух основных фигур - учителя и ученика: он не может быть плодотворным и эффективным, если протекает в рамках формально трактуемых нормативных аспектов их социальных ролей. Здесь важное место принадлежит «субъективному фактору», способности учителя к эмпатическому сопереживанию, пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентаций и т.д..
Система российского образования нацелена на обеспечение национальных интересов - подготовку таких специалистов, которым под силу технологическое перевооружение промышленности и сельского хозяйства, создание современной армии и т.д. Эта задача может быть решена при соблюдении ряда условий:
-широкой информатизации учебного процесса, его глобализации и гуманизации;
внедрения образовательных стандартов и вместе с тем авторского подхода к программам;
перестройки образования с учетом российской практики и мировых стандартов;
приоритетного финансирования образования.
Только эти обстоятельства позволяют конвертировать дипломы отечественных специалистов, т.е. обеспечить их признание в других странах.
Развитие образования не может осуществляться без учета сложившихся реалий, скажем, введения многоуровневой подготовки специалистов, появления коммерческих вузов наряду с государственными. Все это должно вести к конкуренции между вузами, борьбе за репутацию, поддержание имиджа. То же самое должно происходить и в сфере среднего образования. Однако это не должно привести к социальной селекции: хорошее образование в виде платных лицеев, гимназий для детей состоятельных родителей, плохое - для малообеспеченных.
Главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором деятельность учения — познавательная деятельность, а не преподавание, — была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования — учитель — учебник — ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму — ученик — учебник — учитель. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.