Характеристика подвижных игр.
Подвижные игры.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством; воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жизненных потребностей.
Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она, представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры.
Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др:). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры. Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры.
Собственно (элементарные) подвижные игры представляют собой сознавтельную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать "соперника" или убежать от него и т.п.).
Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего поведения. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игра.
Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется и инвентарь (булавы или кегли, волейбольный или простои мяч, маленькие мячи или мешочки с песком, гимнастическая или прости шинка и т.п.).
Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Спортивные игры являются видом спорта. По ним проводятся соревнования различного ранга. В итоге соревнований по спортивным играм лучшим игрокам присуждаются спортивные разряды и звания.
Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными) и коллективными (групповыми). Одиночные чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в "классики", катание обручи и др.). Они могут быть использованы педагогами, воспитателями и тренерами в целях организации досуга, активного
отдыха (на переменах, при продленном дне и в других случаях).
Особое педагогическое значение имеют коллективные (групповые)
подвижные игры, в которых участвуют группы играющих, классы, спортивные секции.
Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерным для коллективных игр является все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются и взаимоотношения: каждый стремится создать для себя или для команды наиболее выгодное по сравнению с "соперником" положение.
По подвижным играм проводятся соревнования. Их можно проводить по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям учащихся примерно одного возраста, однородных классов. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу подвижных игр, и которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных качеств и навыков.
Роль подвижных игр в развитии внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, в воспитании дружбы и товарищества.
Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.
Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности. Они могут быть активным отдыхом после длительной умственной деятельности.
С этой целью их применяют на переменах в школе, после окончания уроков на площадке во время прогулки (при продленном дне), дома после прихода из школы и по окончании приготовления уроков.
При отставании физического развития детей необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития.
Подвижные игры применяются в дошкольных учреждениях и в специальных стационарах и санаториях с целью восстановления здоровья больных детей. Этому способствует функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игр.
Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Педагоги отмечают большое образовательное значение подвижных игр в подготовке подрастающего поколения к жизни, поскольку ребенок развивается в игре. Игры расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде.
Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно отреагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы). Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от,
участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости.
Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.
Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.
Игры, связанные с частым изменением направления движений,
способствуют воспитанию гибкости.
Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании ребенка. Подвижная игра носит коллективный характер, в связи с чем приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, выдержки, умению "взять себя в руки" после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.