Стадии формирования двигательного навыка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФИЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

Общие психофизиологические принципы спортивной тренировки: 1) Прежде всего необходимо выровнять установочную потребность у спортсмена в овладении тем или иным двигательным навыком

2) Максимальная полнота информации в том числе о возможностях спортсмена в начале обучения

3) каждое задание должно иметь конкретную цель достижение которой должно быть подчинено занятие

4)Каждая попытка должна анализироваться тренером со спортсменом и повторяться после внесения коррекций.

5) По соотношению удачных и неудачных попыток корректировать текущею цель и интервалы между нагрузками.

6)На начальных стадиях обучения не допускать нервно психического утомления

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - это индивидуально выработанный, целостный и стереотипных комплекс произвольных движений как элемент спортивной деятельности. По структуре движений он может быть простым(циклических видах,) или сложным(в ациклич) в зависимости от вида спорта двигательный навык реализуется как единый (в циклических видах) или как элемент общей композиции(ациклические виды) или с учетом ситуации(противоборства)

В основе процесса формирования двиг.навыка можно условно разделить на 4 последовательные стадии: 1) Генерализации движ 2) консолидации 3) относительной стабилизации 4) совершенствование

В зависимости от стадии формирования Д.Н значительно уменьшается соотношение нагрузок на отдельные компоненты спортивной деятельности На первых стадиях преобладают нагрузка а компоненты управления9 ПСИХИЧ. И НЕЙРОДИНАМИЧ) а в дальнейшим на компоненты исполнения (энергетич и двигательный)

Формирования двигательного навыка является частным случаем всего процесса спортивной тренировки, поэтому разделение на стадии носит условный характер, больше с целью изучения физиологических отношений.

СТАДИЯ ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИ Й-это начальный период обучения. Недостаток обучения в памяти о собственности функциональной возможности, обширность и новизна обстановочной афферентации обусловливает большую нагрузку на психичский компонент деятельности. Дефицит информации приводит к неточности принятия решения и построения программы действий, В акцепторе действия преобладают сигналы рассогласования, вызывающие, отрицательные эмоции. Движения носят генерализованный хорактер- слабо координированны, цель не достигается серия проб и ошибок обусловливает начало формирования Д.Н.

СТАДИЯ КОНСУЛЕДАЦИИ -возрастание объёма информации в памяти о собственных возможностях усвоении корегирующей обратной афферентации- снижает напряженность психического компонента, постепенно конкретезируется принятие решения и уточняется программа. Совершенствование межмышечной координации приводит к улучшению кинематики движений(пластичность рациональность) и экономии энерго трат. Преобладание удачных попыток (достижение цели) свидетельствуют о формировании Д.Н.Роль психического компонента существенно снижается

СТАДИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ - достигается стабильность биомиханич пораметров движений с соответствии заданность цели(двигательный стереотип движений) Сводится до минимума контрольная функция сознания, Психич. Компонент выполняет главным образом пусковую функцию. Стабилизуется программа движения с оптимальной межмыщечный координацией и минимальными энерго-затратами. В акцепторе действия формируется сигнал согласования как источник положительных эмоций. У спортсмена возникает чувство удовлетворения тренировки

СТАДИЯ АВТОМАТИЗМА-СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ- био механич. Хорактеристики двигательного компонента стабильно сохраняются на том же высоком уровне как и в предыдущей стадии. Совершенствование навыка связанно со структурно-функциональной перестройкой работающих органов-мышц(рекрутирование двигательных единиц, повышение возбудимости, лобильности, и сократимости, и др.) Лёгких. Сердца+ сосудов, ферментативных процессов и др. Выполнение навыка осуществляется автоматически т.к. контроль сознания блокируется. Положительные эмоции проявляются в особых ощущениях-чувства захвата воды, чувство скольжения, чувства гребка и т.д. Прекращение тренировок приводит к распаду функциональной системы т.е. навыка удельная нагрузка на друг.функции изменяется на отдельных стадиях. Закрепления навыка выгодно для видов спорта на выносливость т.к. совершенствуется энегетический компонент. Опасность фиксации структуры движений, сдерживающия результаты. В большинстве видов спорта ОПТИМУМ – 2 стадия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: