Кризисы не всегда разрушительны. Они могут протекать с разной степенью остроты. В широком смысле кризис – это перелом, его глубина, скорость преодоления во многом определяются уровнем антикризисного управления – методами смягчения, предотвращения, стабилизации, экономических процессов. Последствие кризиса – оздоровление соц.-эк. системы, ее обновление.
Т.о. разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и эффективностью антикризисного управления.
Кризисы усиливают необходимость и расширяют набор инструментов государственного регулирования.
В периоды подъема государственное регулирование может сводиться к только фискальным функциям. В кризисной ситуации нужна законодательная помощь, а иногда финансовая поддержка.
Цель антикризисного государственного управления – выявление и помощь тем компаниям, которые можно вылечить и эффективное проведение банкротства тех, которых вылечить невозможно.
Особенности государственного регулирования определяются:
|
|
- общие для всех развитых стран долгосрочные тенденции развития повышательной и понижательной стадии циклов развития;
- господствующим общественным эк. укладом и национальными традициями;
- степенью охвата кризисом предприятий по регионам и отраслям страны;
- степенью глубины кризиса;
- политической ситуацией;
- уровнем глобализацией и степенью международного разделения труда;
- уровнем концентрации и централизации капитала;
- бюджетными возможностями государства;
- кредитными возможностями финансово-банковской системы.
Реформы, проводимые государством это и есть антикризисное регулирование на макроуровне. Эти реформы в настоящее время направлены на:
- преодоление убыточности предприятий;
- создание высокоразвитой конкурентной экономики;
- осуществление структурной перестройки экономики;
- обеспечение социальной защиты и увеличение уровня жизни населения;
- увеличение устойчивости финансово-банковской системы;
-укрепление положения страны в международном сотрудничестве;
- переобучение на всех уровнях менеджмента для адаптации к рыночным условиям.
Меры государственного регулирования можно подразделить на административные и экономические.
К административным мерам государственного регулирования относят:
- правовое обеспечение;
- разработку рекомендаций пакета мер по выходу из кризиса;
- контроль деятельности;
- применение санкций.
Экономические меры государственные регулирования:
- налоговая политика;
- денежно-кредитная политика;
- валютное регулирование;
- отношения собственности;
- участие государства в различных финансовых структурах и крупных компаниях в виде доли собственности.
Не редко в качестве главной причины кризиса указывается отставание законодательной базы от происходящих перемен. Однако более глубинная причина – это отсутствие концепции оказания помощи предприятиям в кризисной ситуации, запаздывание ее разработки.