Конспект лекции. Тема проблемной лекции №12 - Обеспечение конкурентоспособности продукции

Тема проблемной лекции №12 - Обеспечение конкурентоспособности продукции

Выводы

Инвестиционная политика является составной частью стратегии предприятия и предполагает, с одной стороны, поиск надежных источников финансирования, с другой – эффективное их использование для обеспечения расширенного воспроизводства на предприятии.

Инновационная политика предприятия направлена на внедрение нововведений в предпринимательскую деятельность с целью получения конкурентных преимуществ и повышения прибыльности.

Ключевым фактором, определяющим возможность стабилизации и последующего экономического роста, является высокая инвестиционная активность. Осуществляемые в Казахстане экономические реформы существенно изменили правовое, финансово – экономическое и социальное положение основного звена народного хозяйства – предприятия, его статус в системе хозяйственного и гражданского оборота.

Производство конкурентоспособных и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики до 2015 года.

Методические указания: Для изучения и осмысления учебного материала необходимо уяснить сущность инвестиций и инноваций, уметь определить экономическую эффективность инвестиций.В ходе изучения необходимо ознакомиться со стратегией индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 гг., на 2010-2014 гг.и другими государственными программами.

1. Конкурентоспособность продукции: понятие, направления повышения ее уровня.

2. Понятие качества продукции, показатели качества.

3. Система управления качеством продукции.

4. Виды цен на продукцию и механизм ценообразования на предприятии. Государственное регулирование цен.

Цель проблемной лекции раскрыть сущность и содержание конкурентоспособности продукциии предприятия, показать взаимосвязь разработки направлений конкурентоспособности экономики РК и конкурентоспособностипредприятия на перспективу

Основные понятия по теме: качество продукции, конкурентоспособность, экономическая эффективность повышения качества продукции, измерение качества продукции.

По ключевому фактору конкурентоспособности экономики – производительности, несмотря на положительную динамику последних лет, Казахстан отстает от средних по развитию стран: по данным на 2008 год производительность труда по паритету покупательной способности в Казахстане составила 22,6 тыс. долл. на человека, в то время как в России - 33,4, Японии 68,2, США - 98,1.

Экстенсивный характер роста крупного казахстанского бизнеса, ориентированного на получение быстрой прибыли от экспорта сырья, не позволил ему переключиться на более высокие переделы и на внутренний рынок при изменении мировой конъюнктуры.

Инициативы государства не получили должной поддержки
бизнес-сообщества, так как молодой национальный бизнес не окреп настолько, чтобы выступить активным игроком диверсификации и строить новый, инновационный для Казахстана бизнес, пробиться и конкурировать на мировом рынке, привлекать в качестве стратегических партнеров ведущие компании мира.

Сегодня, когда усиливается конкуренция на развивающихся рынках и важно быстро занять рынки как внутренние, так и потенциальные внешние, необходимо максимально реализовать потенциал Таможенного союза с доступным рынком - 170 млн. человек. Кроме того, уникальное географическое положение Казахстана делает возможным осуществить и завоевать позиции эффективного глобального посредника в Азии и СНГ (Россия, Центральная Азия, Китай, Иран, Индия).

В целях расширения доступных рынков активного присутствия предприятий Республики Казахстан необходимо обеспечить интенсивную поддержку несырьевого экспорта агропромышленного комплекса, текстильной промышленности и туризма.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров – конкурентов.

Система качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно – хозяйственной деятельности и предприятия и социально – экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности продукции и самого предприятия.

Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара, услуги) на должном уровне останутся благим пожеланием. Отправной момент оценки конкурентоспособности любого товара – формирование цели исследования. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам. При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий. После выбора продуктов (товаров, услуг), по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же категории, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. По группам параметров (технических и экономических) проводятся сравнения для выяснения, насколько параметры близки к соответствующему параметру потребности. В группу технических параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, входят: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры. Параметры назначения характеризуют область применения продукции и функции, которые она обязана выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью использования продукции в конкретных условиях потребления. Параметры назначения разделяются на классификационные (например, пассажировместимость для средств транспорта), технической эффективности (например, производительность станка) и конструктивные (характеризуют основные проектно-конструкторские решения, использованные при разработке изделия). Эргономические параметры показывают продукцию с точки зрения её соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного использования продукции и стабильность товарного вида. Эти параметры моделируют внешнее восприятие продукции и именно такие его внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается продавать.Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее качества. Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного значения. Для этого на практике применяются следующие методы: измерительный, регистрационный, вычислительный, органолептический, социологический, экспертный методы. Уровень качества продукции – относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей. Оценка уровня качества продукции – это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.

Технический уровень качества – относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми значениями. Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Одним из факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности продукции, является ее цена.

Одной из составных частей деятельности предприятия являет­ся формирование ценовой политики по отношению к продвигае­мым на рынок товарам и услугам. Нормальное функционирование экономики страны предполагает использовать систему рычагов, среди которых ключевое место занимают цены. В условиях ры­ночной экономки значение цены очень велико. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных пото­ков, оказывает влияние на динамику продаж, прибыль, рентабель­ность продукции, а также на рентабельность предприятия в целом.

Цена — сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Она же является инструментом функционирова­ния потребительских товарных рынков и рынков промышленной продукции.

Ценовая политика предприятия — понятие многоплановое. Предприятие не просто устанавливает цену, но и создает свою сис­тему ценообразования, которая включает весь ассортимент выра­батываемой продукции, а также учитывает различия в издержках производства и сбыта, категорий потребителей различных геогра­фических регионов, специфику уровней спроса, сезонность потреб­ления товара и т.д.

Цели, которые определяет предприятие в ценовой политике — сохранение положения на рынке, максимизация прибыли по всей номенклатуре продукции, максимальное увеличение сбыта продук­ции, завоевание лидерства на рынке и т.д.

Принципы ЦП — достижение заданной величины прибыли на единицу вложенного капитала, обеспечение стабильного положе­ния на рынке, активизация покупательского спроса, соблюдение государственных правовых актов.

Формы реализации ЦП — сохранение стабильности цен, изме­нение цен, установление единых цен, применение гибких цен.

Методы реализации ЦП — обеспечение заданной цены массо­вой поставкой товаров, масштабное завоевание рынка, выжидание ажиотажного спроса, «снятие сливок» кратковременным повыше­нием цен на новые виды продукции.

Факторы, определяющие ЦП — спрос, предложение, налого­вая политика государства, конкуренты, инфляция.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: