Тема 7 Оценка и контроль персонала
Показатели эффективности работы с кадровым резервом
Отбор кандидатов из резерва для назначения на должность
Отбор кандидатов из резерва для назначения на должность происходит конфиденциально на основе соотнесения их индивидуальных характеристик с идеальным вариантом, результатов работы в настоящей и прежней должностях, степени готовности, возраста, потенциала, оценки усилий по подготовке к занятию должности. Вспомогательными орудиями отбора являются результаты аттестации, данные о повышении квалификации, результаты тестирования.
Должности в аппарате управления замещаются в соответствии со следующими принципами:
1. В низшем звене управления и в штабных подразделениях — молодыми специалистами.
2. Во всех звеньях — руководителями и специалистами из своей и других организаций.
3. В управленческой элите — путем сочетания ротации и ускоренного продвижения собственных перспективных кадров.
Если фирма не может набрать команду руководителей из своих сотрудников, это признак ее слабости.
Для оценки эффективности работы с кадровым резервом используют следующие показатели:
- процент сотрудников, включенных в оперативный и стратегический кадровый резерв (в идеале их количество должно соответствовать числу должностей, подлежащих обеспечению резервом);
- процент уволившихся из числа кадрового резерва (в идеале - нулевой, т. к. подготовка резервистов связана со значительными финансовыми затратами, соответственно, их увольнение влечет материальные и временные потери);
- процент назначений сотрудников из числа кадрового резерва;
- процент текучести кадров среди работников с высоким потенциалом;
- доля тех, кто вносит рационализаторские предложения (чем она больше, тем лучше, т. к. это позволяет совершенствовать технологию производства).
- количество сотрудников с индивидуальными карьерограммами.
Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач организации, позволяющий получить информацию для принятия дальнейших управленческих решений.
Отличительными чертами современных подходов к оценке являются:
ориентация на выполнение (создать условие, чтобы работники понимали, какие ошибки они совершают);
концентрация на целях (пробудить в них тот потенциал, который необходимо будет реализовать);
установка общих целей. Эта идея должна формулироваться, как попытка сосредоточится на достижении цели.
Исходными данными для оценкиявляются:
· Модель рабочих мест персонала,
· Положение об аттестации кадров.
· Философия организации,
· Правила внутреннего трудового распорядка,
· Штатное расписание,
· Личные дела сотрудников,
· Приказы по кадрам.
· Методики оценки кадров,
· Социологические анкеты.
· Психологические тесты.