Физическая культура как средство и способ деятельности

Понятие «деятельность» будем воспринимать как специфическую человеческую форму активного отношения к окружающему миру. Любая деятельность, в том числе и физкультурно-спортивная, включает цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Цель и результат в этом виде деятельности, при прочих равных условиях в существенной мере зависит от силы, устойчивости и иерархической структуры мотивационной сферы личности и доминирующей установки, обеспечивающей целенаправленный характер протекания субъектной деятельности. Существуют различные классификации форм деятельности, в которых выделяют её различные виды: материальная и духовная; трудовая и нетрудовая; репродуктивная и продуктивная и т.п. В свою очередь каждый из этих видов деятельности включает определённый род деятельности. В таком аспекте ФК в целом выступает как средство деятельности, используемое для достижения конкретных целей. В зависимости от установок и ценностных ориентаций в русле ФК этими целями могут быть: улучшение состояния здоровья, повышение уровня развития физических качеств, формирование хорошей фигуры, организация досуга, получение заряда положительных эмоций, психологическая закалка (укрепить волю и др. психологические качества и свойства личности) и т.п.

ФК, как средство деятельности, мы рассматриваем только в русле системы общечеловеческой деятельности. Если же система ФК выступает в качестве самостоятельной структуры, то в ней выделяют ряд компонентов: формы, методы, средства, принципы и т.п. Иначе говоря, ФК из средства деятельности превращается в процесс деятельности с перечисленными выше атрибутами. В качестве средств ФК выступают физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы; первые из них являются основными, а остальные – вспомогательными.

Необходимо отметить, что чрезвычайно важное значение в практике физкультурно-спортивной деятельности имеют методы (способы, пути) использования физических упражнений. Под «методом» (от греческого – путь исследования, познания) понимают совокупность способов, путей, приёмов теоретического или практического освоения действительности. ФК, как способ деятельности, подразумевает использование различных её форм в рамках деятельностного подхода, в плане реализации принципа деятельности, конкретизированного в специфических механизмах формирования вторичных ценностей – результатов процесса физического совершенствования. В этом контексте физкультурно-спортивная деятельность понимается как способ деятельности в широком смысле. В более узком смысле – способ деятельности при использовании средств ФК обычно дифференцируют на методы: обучения, развития, воспитания. Методы обучения в процессе физического воспитания включают группы вербальных (словесных), наглядных и практических методов. При обучении любому новому двигательному акту, приёму, действию необходимо занимающимся пройти три обязательных дидактических стадии: ознакомление, разучивание, совершенствование (тренировка). На стадии ознакомления у обучаемых должно быть сформировано представление о разучиваемом упражнении, действии. Здесь ведущую роль играют словесные и наглядные методы. На стадии разучивания и совершенствования на первый план выступают практические методы, которые подразделяются на группу методов строго регламентированного упражнения и группу методов частично регламентированного упражнения. Здесь термин «упражнение» не надо путать с физическим упражнением как основным средством ФК. В данном случае упражнение выступает как один из общепедагогических методов (в смысле упражняться в чём-либо, в том числе в выполнении каких-либо двигательных действий, приёмов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: