Кризисы в развитии организации.
С точки зрения кризисного управления ("crisis management") кризис — это: и прекращение нормального процесса, и непредвиденное событие, ставящее под угрозу стабильность предприятия, и внезапное серьезное происшествие, обладающее потенциалом повредить или даже разрушить репутацию кампании.
Все существенные аспекты кризисной ситуации:
· событие произошло, его уже не изменить;
· следует немедленно заняться "лечением" информационного представления события;
· информационное представление события в сильной степени начинает развиваться в независимой от нас плоскости.
С этой точки зрения необходимо дать оценку возможных сценариев развития кризисных ситуаций:
1. Внезапные кризисы, когда нет времени для подготовки и
планирования. Сюда подпадает крушение самолета, землетрясение, пожар,
гибель первого лица, что требует заранее согласованных между ведущими
управленцами действий, чтобы не дать развиться непониманию,
конфликту, задержке в реакции.
|
|
2. Возникающий кризис дает время для исследования и
планирования, где задачей становиться проведение коррекции, до того, как
кризис перейдет в критическую фазу.
3. Постоянные кризисы, которые могут длиться месяцами или
годами, несмотря на усилия по их приостановке. Под это определение, к
примеру, подпадают слухи.
Вся совокупность факторов кризисных явлений делится на две группы:
- внутренние
- внешние.
Внешние факторы могут быть международными и национального характера.
Международные факторы складываются под влиянием причин общеэкономического характера (экономическая цикличность развития ведущих стран, состояние мировой финансовой системы, характеризующееся политикой международных банков), стабильности международной торговли, зависящей в свою очередь от заключенных межправительственных договоров и соглашений (о создании зон свободного предпринимательства, приграничной торговли, таможенных тарифах и пошлинах), международной конкуренции (увеличение доли рынка фирм-конкурентов за счет более высоких технологий или более дешевого труда).
К национальным факторам, оказывающим достаточно ощутимое влияние на финансовую состоятельность каждого хозяйствующего субъекта, могут быть причислены причины политического, экономико-демографического, психографического (культурного) и научно-технического характера.
Так, политическая стабильность и направленность внутренней политики государства, реализуемые через право, выражаются в отношении к предпринимательской деятельности и принципах государственного регулирования экономики (запретительный или стимулирующий характер) к формам собственности (ее приватизация или национализация, принципах земельной политики), мерам по защите прав потребителей и предпринимателей (защита конкуренции, ограничение монополизма и т.д.). Все это аккумулируется в законодательных нормах, актах, которые и определяют деятельность предприятий.
|
|
Экономико-демографические факторы характеризуются размером и структурой потребностей, а при известных экономических предпосылках -платежеспособным спросом населения. К ним же можно отнести: уровень его доходов и накоплений, т. е. покупательную способность, уровень цен, возможность получения кредита, существенно влияющих на
предпринимательскую активность, фазу экономического цикла, в которой находится национальная экономика. Падение спроса, например, характерное для соответствующей фазы экономического развития, приводит к обострению конкуренции, разорению или поглощению обанкротившегося предприятия.
Факторы психографического характера проявляются в привычках и нормах потребления, предпочтении к одним товарам и в отрицательном отношении к другим.
Уровень развития науки и техники определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность. Изменения в технологии производства, производимые предприятием в целях обеспечения конкурентных преимуществ, требуют, как правило, значительных капитальных вложений и могут в течение какого-то достаточно продолжительного периода отрицательно отразиться на прибыльности предприятия, в том числе и вследствие неудач при внедрении новой технологии. Может негативно сказаться на прибыльности и уменьшение объема продаж продукции предприятия вследствие появления на рынке по более низким ценам товаров других фирм, в производстве которых используется более прогрессивная технология, обеспечивающая меньшие производственные издержки.
Не менее многочисленны и внутренние (эндогенные) факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его деятельности. В самом общем виде их можно сгруппировать по пяти основным группам:
— конкурентная среда и позиция предприятия;
— принципы деятельности;
— ресурсы и их использование;
— применяемые маркетинговые стратегии и политики;
― качество и уровень финансового менеджмента.