Методы и приемы руководства детским конструированием на занятиях

Хранение материалов

Строительный материал удобнее хранить в специальных шкафчиках с отделениями для каждого комплекта деталей. Шкафчики могут быть передвижными (на роликах), тогда материалом можно будет пользоваться в любом месте комнаты. Шкафчики лучше сделать двусторонними, чтобы с каждой стороны укладывался один комплект материала. Во время занятий такие шкафчики подкатываются к столам, что удобно для работы.

Не рекомендуется хранить материалы в закрытых ящиках, куда детали складывают в беспорядке. Необходимо приучать детей по окончании работы разбирать постройку сверху донизу (если их не нужно сохранять), раскладывать детали по формам, затем убирать в шкафчики.

Очень важно, чтобы в группах были созданы условия для со­хранения некоторых детских построек в течение двух, трех и более дней. Постройки из крупного материала остаются на полу, для построек из мелких наборов желательно иметь в строительном уголке два-три свободных стола. Если постройки сохраняются, дети несколько раз обращаются к ним, иногда полностью, а иногда частично меняют конструкции или заменяют некоторые детали, украшения. Сохранение построек позволяет также развивать игры с ними.

Для конструирования из бумаги и других материалов должны быть ящики с ячейками для разных бумажных форм, природного и других материалов.

Материал всегда должен быть уложен по формам так, чтобы дети знали, где какая форма лежит, имели общее представление о количестве. Это является необходимым условием при конструи­ровании; дети заранее видят все разнообразие форм, хорошо его представляют, им легче обдумывать постройку, игрушку. Кроме того, это важно для воспитания у детей любви к порядку, а чет­кий порядок облегчает работу с материалом, при этом сокращается время, необходимое для сооружения постройки, изготовления иг­рушки.

Наличие перечисленных выше предметов оборудования, материа­лов и инструментов и правильное их использование — одно из усло­вий успешного обучения и воспитания детей средствами конструи­рования.

Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, на которых применяются раз­личные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта, показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т. е. задач проб­лемного характера.

На каждом занятии педагог использует эти методы в раз­личных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии: конструирование по об­разцу, конструирование по замыслу, по теме, конструирование по условиям. Использование того или иного метода обучения обуслов­ливается, во-первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями.

Показ и анализ образца, выполнение педагогом всех дей­ствий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования или когда они впервые соору­жают постройку или поделку из бумаги, и способы действий им незнакомы.

Пояснения, вопросы педагога используются наряду с на­глядными методами. Детей учат наблюдать предметы по определен­ному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о пред­мете во время его рассматривания, которые помогают выделить существенные особенности его в определенной последовательности. Вопросы должны направлять внимание ребенка не только на внеш­ние признаки, но и на связи одних предметов с другими. Причем продуманная последовательность вопросов и выделение существен­ных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы. Так, малышам воспитатель помогает сначала выделить один-два существенных признака (у домика стены и крыша).

По­степенно дети узнают о большем количестве признаков. У однородных предметов с помощью сравнения они начинают выделять общие особенности. Например, у всех видов городского транспорта имеются общие части: кабина, кузов, колеса и т.д. Но в зависимости от назначения транспорта форма и величина их разная. При обучении конструированию старших дошкольников педагог не только сам продумывает систему вопросов и пояснений, но и воспитывает у детей умение задавать их самостоятельно.

Очень важно сформировать у детей обобщенные способы обсле­дования предметов, научить их выделять части предмета, опре­делять основные, от которых зависит расположение других частей, устанавливать их функциональное назначение. Поэтому обследование предметов должно проводиться в следующей последовательности:

1. Целостное восприятие предмета с общей характеристикой (например, «мост длинный, с плавными спусками», «здание школы большое, у него много окон» и т.д.).

2. Определение общей формы предмета (форма здания напоминает большой брусок, поставленный вертикально или горизонтально); выделение основных его частей, определение их формы и величины.

3. Выяснение пространственного размещения частей относительно друг друга (сверху, снизу, выше, ниже, слева, справа).

4. Выделение более мелких частей и определение пространственного расположения их по отношению к основным; определение материала, из которого выполнена каждая часть (уточнение названия деталей строителя, природного материала, его качества и т.п.).

5. В заключение повторное восприятие предмета в целом с определением его общей характеристики («вот такой высокий двухэтажный дом вы будете учиться строить» и т.д.).

Обследование предмета, его анализ проводятся в том порядке, который затем определяет порядок действий для выполнения кон­струкции, что значительно облегчает детям усвоение этого порядка.

В процессе наблюдения и обследования предмета до занятия дети получают представление о его назначении в жизни, а также о зако­номерной связи между формой предмета, его размерами (или раз­мерами его частей) и назначением в жизни. Так, мост через судо­ходную реку, предназначенный для железнодорожного транспорта, должен быть высоким и широким, чтобы под ним могло пройти суд­но. Если же мост переброшен через узкую речку для пешеходов, ему достаточно быть узким и низким. Такое целенаправленное знакомство старших дошкольников с объектом делает их практи­ческую деятельность более осмысленной.

При наблюдении педагог подчеркивает связь между назна­чением предмета и его оформлением. Украшает предмет, прежде всего, его гармоничная форма. Архитектор старается придать такую форму сооружениям или их частям, чтобы они гармонировали с ландшафтом, привлекали к себе внимание, доставляли людям ра­дость.

В целенаправленных и организованных наблюдениях нуждаются дети всех возрастных групп, разница лишь в глубине процесса и в отборе объектов для наблюдения. Младшим детям для обследова­ния и последующего конструирования предлагаются знакомые пред­меты простых конструкций: мебель, домик для кукол, жилой дом, трамвай, горка.

У детей старшего дошкольного возраста имеется достаточно большой круг представлений и сведений о предметах и явлениях, приобретенных стихийно или на занятиях. Важно их систематизи­ровать, дать детям обобщенный способ анализа конструируемых объектов. Это позволит рационально строить процесс ознакомле­ния детей с новыми предметами и явлениями и формировать обоб­щенные способы действия. С этой целью педагог предлагает детям конструировать предметы разного назначения, используя один и тот же способ. Например, дети изготовляют корзинку по выкройке куба, по этой же выкройке они самостоятельно делают телевизор, кроватку для куклы и т. д. В результате такого обучения дети начинают использовать способы работы, полученные на за­нятии и в свободной деятельности.

После накопления детьми определенных конструктивных уме­ний педагог может использовать такие методы обучения, кото­рые будут способствовать развитию активности, самостоятельности детей, их творчества. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. С этой целью педагог организует конструирование по условиям. Например, перед старшими дошкольниками ставит задачу построить мост через речку для пешеходов, автомашин и предоставляет детям возможность найти самостоятельно способы стройки, определить, из каких деталей ее создавать.

Для успешного решения этой задачи дети должны иметь обоб­щенные представления о мостах (мосты бывают разные: пешеход­ные, автодорожные, железнодорожные и т. д., но все они имеют об­щие части, отличающиеся размером, формой и т. п.) и определенные навыки самостоятельной работы (уметь разобраться в условиях задачи, обдумать будущую постройку в соответствии с этими усло­виями, отобрать необходимый материал).

Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно пред­лагать конструктивные задачи по условиям, требующим усложне­ния знакомой конструкции, например, построить тот же домик, но с дверями или построить кроватку известным способом, но выпол­нить ее так, чтобы она была соразмерна определенной игрушке.

При организации занятий конструированием из бумаги и дру­гих материалов, учитывая сложность этой деятельности, педагог использует в основном показ образцов, подробное объяснение. Но и на этих занятиях необходимо активизировать мышление детей, внося в обучение элементы проблемности. Дети могут сами на ос­нове анализа готовой игрушки обнаружить знакомый способ изго­товления и использовать его в работе, могут догадаться, как при­клеить детали к основной части поделки, как расположить апплика­цию на игрушке и т. п.

С целью закрепления у детей знаний и формирования умений самостоятельно и творчески их использовать педагог органи­зует занятия по замыслу, по теме. При этом важно научить детей создавать замыслы поделок, планировать свою деятельность. Для этого педагог предлагает детям вначале рассказать, что, как и из какого материала они будут делать, и тем самым помогает наметить план предстоящей работы.

К методам обучения детей конструированию следует отнести также анализ и оценку процесса работы и качества готовой продукции. Во время анализа целесообразно сначала обращать вни­мание на то, какими способами пользовались дети при создании игрушки, постройки, понимали ли, чему учились на занятии и на­учились ли новому, удачно ли применили способы работы. При оценке результатов коллективной работы следует учитывать не только качество коллективной продукции, но главным образом на­сколько дети придерживались правил совместного труда, все ли вы­полнили то, о чем договаривались, и выполнили ли именно ту часть работы, которая была определена каждому; поощрять при этом про­явление уважения к работе товарищей, стремление помочь, научить тому, что умеет сам, а также удачное проявление инициативы в придумывании оригинальной конструкции.

При анализе образцов и оценке детских работ необходимо учить детей замечать эстетические качества поделки, давать им оценку. Для этого педагог не только анализирует предмет, но и исполь­зует различные приемы, например, вопросы для привлечения детей к активному участию в этом. Вопросы должны заставлять ребенка думать над тем, в какой степени выполненная работа удовлетворяет поставленным в начале занятия задачам. Детей нужно научить осоз­навать свои действия и действия товарищей, подмечать достоинства и недочеты в собственной работе и работе товарищей. Ошибки, до­пущенные при выполнении задания, не следует оставлять без вни­мания: нужно вскрыть причину неудачи, помочь ребенку осознать ее и тут же посоветовать, как исправить. Но лучше, если ошибки будут предупреждать и исправлять в процессе выполнения работы сами дети.

В применении методов и приемов обучения конструированию нельзя установить прямую последовательность: сначала, например, пользоваться образцом, затем показывать лишь некоторые приемы конструирования, после чего переходить к предложению условий или темы.

Применение того или иного метода или приема зависит от опыта детей, от сложности конструкции, от задач обучения. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основная цель обучения конструированию заключается не в том, чтобы научить ребенка де­лать ту или иную поделку, а в том, чтобы развивать мышление ре­бенка, его нравственные качества, эстетические чувства.

4. Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности

Конструирование тесно связано с игрой, умственным воспитанием, развитием речи, музыкальными занятиями. Разностороннее воспитание в свою очередь создает то богатство представлений, ту эмоциональную насыщенность, без которых невозможно развивать детское творчество. Поэтому, составляя план занятий по рисованию, лепке, аппликации и конструированию, педагог должен помнить о взаимосвязи всех разделов воспитательной работы. Так, программа по сенсорному воспитанию предусматривает развитие восприятия детей, формирование их представлений о форме предмета, цвете, оттенках, величине и др.

Сенсорное воспитание происходит в процессе специально организованных игр и упражнений, а также различных видов деятельности. Планируя занятия по изобразительной деятельности и конструированию, важно помнить, какие представления получили дети с помощью дидактических игр и других видов деятельности, чтобы, опираясь на имеющийся у них сенсорный опыт, обогащать и уточнять его при обучении рисованию, лепке, аппликации и конструированию.

Взаимодействие конструирования с изобразительной деятельностью применяется на комплексном занятии, которое строится на сочетании аппликации, рисования и конструирования. Например: «Дорога, ворота, по дороге едут машины», «Построили высокий дом. В доме живет кукла Катя». Сначала выполняются конструкции, затем аппликация и рисунок. Дети привлекаются к обыгрыванию построек, а также намазыванию клеем заготовок перед наклеиванием и т.д.

Конструирование и изобразительная деятельность занимают большое место в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста.

Создаваемые детьми поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. Наблюдение детей за природой вызывает у них яркие эмоциональные переживания и вызывает желание отражать её явления в своем творчестве.

Например, в уголке природы дети наблюдают за птицами, рыбами, кормят их. Они подолгу рассматривают, как птички клюют зернышки, пьют воду, летают. А затем на занятиях по конструированию выполняют различные поделки.

Особенно важна такая взаимосвязь при обучении умственно отсталых детей, так как формирует у них представление о целостном образе предмета, развивает наглядно-образное мышление, качество восприятия возрастает.

В процессе формирования представлений об окружающем мире у детей возникают познавательные установки «что это такое?», «что с ним можно делать?», «зачем он нужен?», «почему он такой». Ребенок учится не только выделять предмет или явление из фона, но и знакомится с функциональными качествами и назначением объектов, овладевает умением анализировать их и связывать с внешними, пространственными свойствами.

Конструирование имеет огромное значение для общего развития ребенка. Оно имеет непосредственную взаимосвязь с рисованием, лепкой и аппликацией, так как ребенок может разукрасить свою конструкцию красками или карандашами.

Благодаря тому, что ребенок активно занят рисованием, конструированием, лепкой или аппликацией, у него развивается способность заранее представить себе, что должно быть сделано, у него развивается способность к планированию деятельности. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребенок получает в процессе действия с предметами, из зрительного восприятия, графической деятельности и обучения со стороны взрослых. Среди детских рисунков наряду с изображениями, соответствующими зрительному образу, можно встретить и такие, в которых выражается то, что ребенок выясняет, не глядя на предмет, а действуя с ним или ощупывая его.

Ребенок рисует, лепит, строит, вырезает. Общим для всех этих видов деятельности является то, что они направлены на создание того или иного продукта - рисунка, конструкции или аппликации. Но каждый из этих видов деятельности имеет свои особенности, требует овладения особыми способами действия и оказывает свое специфическое влияние на развитие.

Включение игры в процесс занятий по конструированию и ручному труду не случайно. Начиная играть, ребенок всегда сначала что-то придумывает, а потом решает, как собрать недостающую ему игрушку. Играя, он всегда что-то сооружает: мост или речной порт, один дом или целый город, конструирует вертолет или самолет и т.д. У ребенка, создавшего на занятии постройку или поделку, обязательно возникает потребность поиграть с ней.

На каждом конкретном занятии связь с игрой выражена по-разному. Особое место на всех занятиях принадлежит игровой мотивации, которая не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме («Дети, сегодня будем делать...»), но и побуждает к практическому действию, вызывает желание прийти на помощь, выручить различных сказочных героев, сделать поделки в подарок близким людям или малышам, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

Наблюдения за детьми показали, что создание игровой мотивации на занятиях по конструированию и ручному труду должно осуществляться по- разному.

На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры. Дошкольники учатся развивать новый сюжет, занятие приобретает для них особую значимость.

В основе каждого занятия лежит не только игровая мотивация. Занятие целиком построено на игровых методах и приемах, оно обязательно перерастает в увлекательную игру. Организация и проведение игры требуют большого профессионального мастерства и такта, настоящего творческого поиска.

Дошкольников, научившихся играть, важно направить на новый увлекательный сюжет, а игре придать новое направление, продолжение которого дети придумают сами.

Конструирование из строительного материала - наиболее простой и интересный вид продуктивной деятельности детей. Оно тесно связано с игрой. Дети создают постройки и играют с ними, часто перестраивая их в процессе игры. Именно эта особенность позволила ряду авторов назвать конструирование «строительными играми», объединив тем самым разные по своей сути виды деятельности детей: игру и конструирование.

Анализ свободной деятельности дошкольников показывает двоякий характер взаимодействия игры и конструирования и позволяет принципиально отличить их: либо мы имеем дело с ролевой игрой, в которой используются элементы конструирования (например, играя в космонавтов, ребята строят ракету несколько примитивной конструкции, носящей символический характер, и основное свое внимание направляют на выполнение ролей космонавтов, техников, пожарных и др.), либо с полноценной конструктивной деятельностью, где присутствуют элементы игры, положительно влияющие на процесс конструирования (например, дети строят сторожевое судно: воплощают замысел в соответствии с назначением объекта, отбирают материал, ищут способы технического решения и т.п., а затем обыгрывают готовую постройку). Такое разделение игры и конструирования поможет воспитателям в каждом случае использовать правильные методы организации и руководства.

Особо следует остановиться на вопросах развития речи на занятиях по конструированию. Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи; усвоению и уточнению значений слов; в установлении детьми связи между зрительно-воспринимаемыми образами и свойствами с их словесными обозначениями для образования устойчивых представлений о воспринятом; в развитии у детей фразовой речи, умении объяснять, рассказывать о выполненных конструкциях и последовательности выполнения.

Осуществляя конструирование действием, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанной деятельности, умственно отсталый ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностью в другой деятельности. Это способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

Выполняя задание до конца, преодолевая трудности различного характера, овладевая практическими приемами выполнения – конструирование дает возможность использовать этот вид деятельности как коррекционный и применять его на занятиях по развитию речи.

Конструирование имеет большое значение, прежде всего, для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Создавая ту или иную конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет. Все это играет важную роль на занятиях по математике и обучению грамоте.

Наряду с традиционными видами конструирования в практике используется конструирование из букв и цифр. По мере овладения элементарными графическими навыками у детей формируются основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация. Конструктивная деятельность с геометрическими телами позволяет познавать их цвет, форму, размер, совершенствовать восприятие пространственных отношений, т.к. конструирование – это процесс сооружения таких построек, где используются разные формы, в которых по-разному расположены элементы и они по-разному соединяются вместе. В процессе специальных игр и упражнений развивают у детей восприятие и воспроизведение формы, размера и пространственных отношений. Например: вбрасывание объемных фигур в «Коробку форм», воспроизведение по подражанию взрослому, «что изменилось?» и т.д.

Практическое конструирование букв осуществляется на основе игровой деятельности. Сюжет игры может быть задан следующими ситуациями: «Построим букву», «Найдем заблудившийся элемент», «Отремонтируем букву» и т.д. Важно, чтобы дети упражнялись в практическом конструировании и при переконструировании букв использовали элементы-шаблоны, сравнивали, группировали и обогащали буквы на основе сходных и отличительных черт. Так же к практическому конструированию относят: упражнение в копировании, обведении, закрашивании и штриховке букв и цифр.

Взаимосвязь конструирования с музыкальными занятиями так же много дает детям в их эстетическом, творческом развитии. В конструктивных играх дети отражают образы музыкальных произведений. Так же дети могут конструировать на темы песен, программной и непрограммной музыки, устанавливают связи между цветом и звуком, величиной и звуком и т.д.

Музыкальное воспитание имеет не только общеразвивающую, но и коррекционную направленность в работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью. А взаимосвязь музыкальных занятий с конструированием обогащает жизнь детей и повышает эффективность воспитательного процесса.

Таким образом, можно сделать вывод, что конструирование в дошкольных учреждениях является частью всей воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми. Поэтому очень важно, чтобы конструирование было тесно связано с разнообразными видами деятельности и занятиями. Этому способствует и сам характер конструктивной деятельности ребенка, т.к. имеет моделирующий характер и направлен на моделирование окружающего пространства с позиции восприятия и мышления.

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности повышает эффективность воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы с детьми, вызывая интерес дошкольников к разным видам деятельности, что способствует развитию воображения, обогащению сенсорного опыта и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: