Рынок инноваций как экономическая категория тесно связан с обменом, обращением, торговлей новшествами и нововведениями, торговыми услугами по инжинирингу, консалтингу, лизингу, страхованию в отношении инноваций. Обмен новшествами можно рассматривать с двух сторон: как процесс движения новых товаров и как создание определенных рыночных отношений, в которые вступают инноваторы при этом обмене.
Обмен новшествами представляет собой экономические связи между инноваторами как производителями и потребителями новшеств и нововведений по поводу движения результатов НИОКР, полученных не для собственного потребления, а для других, для удовлетворения новых общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные участники инновационной деятельности вступают в деловые контакты.
Товарное обращение инноваций – это более развитая форма товарного обмена, осуществляемого при посредстве денег на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса, где инновации становятся не только товаром, но и капиталом. Товарное обращение предполагает организацию торговли инновациями как деятельности посредников по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи новшеств. Торговые сделки с инновациями требуют единства актов купли и продажи для заключения и выполнения таких сделок, что составляет суть торговой деятельности.
|
|
Сложность реализации инноваций требует особых основных и дополнительных торговых услуг. К основным торговым услугам относятся такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицированной консультации, создание благоприятных условий для реализации товаров, прием, выдача и хранение денег, связанных с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие. К дополнительным торговым услугам относятся услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), что обусловлено полным обособлением производства новшеств от сферы обращения. При этом в сфере обращения инноваций очень важны услуги финансовой и кредитной систем (страхование инновационных рисков, лизинг нового оборудования, венчурное финансирование инноваций, кредитование инновационных проектов и т.д.).
В товарно-денежном обращении новшеств и нововведений возникает инновационный капитал, который может представлять собой интеллектуальный, человеческий, торговый, промышленный или финансовый капитал. Интеллектуальный капитал формируется на базе капитализации стоимости интеллектуальной собственности на основе патентов и лицензий. Человеческий капитал основывается на капитализации трудового опыта создания, распространения, внедрения и потребления новшеств, опыта управления и организации инновационного процесса. Торговый капитал базируется на новых торговых услугах по продвижению новшеств и нововведений до их конечных потребителей. Промышленный капитал формируется на основе внедрения и производственного использования новой техники и технологии. Финансовый капитал возникает на основе интеграции промышленного, акционерного и банковского капиталов внутри инновационных консорциумов, финансово-промышленных групп.
|
|
Инновационный капитал может представлять собой реальный капитал или фиктивный капитал сферы обращения. Если инновациями одновременно создается и увеличивается стоимость активов предприятия, то они представляют реальный капитал. Если же с их помощью только увеличивают стоимость без ее создания, то они представляют фиктивный капитал. Таким образом, рынок инноваций – это не только конкретная форма проявления товарного обмена новшествами и нововведениями, это еще и система функционирования инновационного капитала в формах интеллектуального, человеческого, торгового, промышленного, финансового, реального или фиктивного капиталов.
Рынок инноваций как экономическая категория есть совокупность экономических отношений и связей между покупателями и продавцами новшеств и нововведений, а также торговыми посредниками по поводу движения новых товаров и обращения инновационного капитала в различных его формах. Все определения рынка инноваций выражают его единую сущность – экономические связи между людьми в процессе движения новых товаров. Различие заключается в том, что каждое определение находится в определенной субординации, в определенном приближении или отдалении от сущности данной категории (обмен – сущность первого порядка; обращение – второго и т.д.).
Суть рыночных отношений в инновационной сфере сводится к возмещению затрат продавцов (производителей и торговцев новшеств) и получению ими инновационной сверхприбыли, а также удовлетворению нового платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет сущностные черты рынка инноваций.
Материальной основой рыночных отношений служит движение новых товаров и инновационного капитала. Однако поскольку рынок инноваций функционирует в определенной социально-экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений в инновационной системе, различная организация инновационной деятельности, различные формы, методы и размеры регулирования рынка инноваций и т.д.). Наличие специфических черт рынка инноваций (ассортимент новых товаров, организация рынка, традиции и т.д.) позволяет говорить о российском, американском, японском и других рынках.