Методы распределения и минимизации рисков

Меры по распределению и минимизации риска включают следующие этапы:

1) оценку приемлемости полученного уровня риска;

2) оценку возможности снижения риска;

3) выбор методов снижения рисков и оценка их эффективности для предприятия.

Выделяют несколько форм распределения и минимизации рисков: договорная форма, страхование и перестрахование, формирование резервов и др.

Договорная форма распределения рисков. Договорные отношения помогают установить гарантии по сделкам между:

• распорядителем, который обязался дать обеспечение, и гарантом, который предоставляет обеспечение;

• гарантом и бенефициаром по гарантии, которая получает обеспечение.

Отношения между распорядителем и бенефициаром устанавливаются на основании договора между ними. В гарантии указываются сумма, условия выплаты и срок действия гарантии. Гарантия обычно содержит следующие элементы: 1) обещание платежа со стороны гаранта в случае появления определенного риска;

2) декларацию гаранта в том, что гарантированная сумма будет выплачена, когда ему будут предоставлены договорные документы;

3) размер гарантированной суммы (в случае обеспечения кредита гарантия также должна покрывать и проценты по нему);

4) валюту и способ платежа гарантированной суммы;

5) срок платежа гарантированной суммы;

6) срок действительной гарантии;

7) валютную оговорку, если внешнеторговый договор содержит такую оговорку.

Выплата гарантии осуществляется «по первому требованию», т. е. без условий, оговорок и отлагательства. Когда распорядитель по гарантии имеет одного или нескольких поставщиков или клиентов, то он может обеспечить себя дополнительными обратными гарантиями со стороны банков этих поставщиков и клиентов.

Существуют следующие виды гарантий [46, с. 91].

1. Прямая гарантия. Получатель гарантии (бенефициар) принимает документ по предоставленной гарантии прямо от гаранта (обычно в качестве гаранта выступает банк).

2. Косвенная гарантия. При внешнеторговых сделках часто бенефициар желает, чтобы гарантия издавалась тем банком в его стране, к которому он испытывает наибольшее доверие. Если это зафиксировано в договоре между торговыми партнерами, то банк распорядителя по гарантии обращается к банку, указанному бенефициаром, с просьбой подготовить гарантийное письмо. Если бенефициар не укажет прямо, каким банком должна быть выдана гарантия, банк распорядителя по своему выбору предлагает какой-нибудь банк, обыкновенно являющийся его корреспондентом в стране бенефициара.

3. Посредническая гарантия. В тех случаях, когда бенефициар откажет в прямой гарантии и укажет на банк – издателя гарантии в своей стране, с которым банк распорядителя не поддерживает корреспондентских связей, или последнему предоставлено право самому указать на банк – издателя в стране бенефициара, но банк-распорядитель не имеет своего корреспондента в этой стране, прибегают к посредничеству третьего банка, возможно, в третьей стране.

4. Договорные гарантии. Эти гарантии регламентируются Международной торговой палатой в Париже:

4.1. Гарантия возвращения аванса – обязательство, принятое на себя банком, страховой компанией или другим лицом (гарантом) по требованию поставщика товаров или услуг либо другого контрагента (распорядителя) в пользу покупателя или предпринимателя (бенефициара). При этом гарант обязуется заплатить бенефициару определенную сумму в том случае, если распорядитель не выплатит обратно полученные в аванс суммы согласно условиям договора, заключенного между ним и бенефициаром.

4.2. Гарантия надлежащего исполнения – обязательство, принятое на себя банком, страховой компанией или другим лицом (гарантом) по требованию поставщика товаров или услуг либо другого контрагента (распорядителя) в пользу покупателя или предпринимателя (бенефициара). Посредством этого обязательства гарант обязуется в случае, если распорядитель не осуществит должным образом условий договора, заключенного между ним и бенефициаром, заплатить бенефициару определенную сумму.

4.3. Гарантия участия в торге – обязательство, принятое на себя банком, страховой компанией или другим лицом (гарантом) по требованию участника торга (распорядителя) в пользу стороны, организующей торг (бенефициара), через которую гарант обязуется заплатить бенефициару определенную сумму в случае, если распорядитель не выполнит своих обязательств, вытекающих из предоставленной оферты.

Существуют также другие виды гарантий.

Гарантия с аккредитивными условиями. Такая гарантия используется вместо аккредитивной формы платежа. Банк, издающий такую гарантию, берет на себя обязательство заплатить сумму по договоренной товарной поставке при предъявлении определенных в ней документов.

Гарантии при документальном инкассо. Документальное инкассо не дает достаточных гарантий продавцу, что покупатель вьгкупит депозитированные в его банке товарораспорядительные документы. Во избежание риска в случае, если документы не будут выкуплены или это произойдет с опозданием, продавец может потребовать выдачи банковской гарантии, в которой банк гарантировал бы выплату суммы по поставке, в случае если в определенный срок покупатель не сделает этого.

Гарантия при открытии аккредитива. Если поставщик не получает открытого в его пользу аккредитива, то это ведет к расходам по уплате процентов, складских тарифов и мешает работе. Рекомендуется потребовать от банка, обслуживающего импортера, выдать гарантию открытия необходимого аккредитива, даже если он не получит об этом распоряжения покупателя.

Гарантия исполнения договора. Поставщик предоставляет гарантию, что выполнит договор, а банк посредством гарантии обеспечивает то, что если поставщик не выполнит определенных договором условий о времени, форме, количестве и качестве, то он выплатит покупателю сумму по гарантии.

Гарантия при отсутствии коносамента. Такую гарантию дают в том случае, когда товар прибудет по месту назначения, а импортер все еще не располагает товарораспорядительными документами. Во избежание задержки судна и связанной с расходами перегрузки и складирования практикуется обеспечение перевозчика на случай риска от передачи товара без документов специальной гарантией при отсутствии коносамента.

Гарантия при ненадлежащих документах. Это гарантия, которой банк принимает на себя обязательство возместить импортеру все потери, расходы и убытки, которые могли бы возникнуть из-за ненадлежащего оформления документов.

Гарантия перед таможенными властями. Банки гарантируют таможенным властям, что выплатят все пошлины, которые собственник товара должен будет внести в будущем.

Гарантия при продаже на консигнацию. Такая гарантия выдается для того, чтобы поставщик-консигнант имел уверенность в том, что отправленные им товары для продажи на консигнацию будут регулярно оплачиваться его агентом-консигнатором, а непроданные в определенный срок товары будут ему возвращены.

Гарантия при сделках о переработке. Исполнитель обеспечивает себя на случай риска при неполучении своего вознаграждения находящимися у него материалами. Возложитель, желая иметь уверенность в получении готовых переработанных продуктов, требует у банка гарантию, через которую банк обязуется выплатить возложителю стоимость готовых товаров или материалов согласно договору.

Судебная гарантия. Это обязательство банка, связанное представлением судебного решения в отношении запрета на недвижимое и движимое имущество, принудительное исполнение и др., вступившего в законную силу.

Существуют также еще следующие виды гарантий: гарантии при платежах по открытому счету, лицензионных договорах, наемных отношениях, общих морских авариях, туристических услугах, обязательствах по выплате неустоек и др.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов. Создание резерва на покрытие непредвиденных расходов – способ борьбы с риском. Он предусматривает установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.

При определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта. Возможно использование двух подходов для определения структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов.

Первый подход предусматривает деление резерва на две части: общий и специальный [63, с. 105]. Общий резерв должен покрывать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы. Специальный резерв включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.

Второй подход к созданию структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта. Преимущество детального разделения работ сводится к тому, что оно помогает создать базу данных для корректировки непредвиденных расходов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по видам затрат, которые вошли в первоначальную смету. Резерв может использоваться для следующих целей:

1) выделение средств для вновь выявленных видов работ по проекту;

2) увеличение финансирования тех видов работ, для выполнения которых было выделено недостаточно средств;

3) временное формирование бюджета для финансирования видов работ, по которым еще не поступили средства;

4) компенсация непредвиденных затрат, возникших в ходе работы над проектом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: