Единая журнально-ордерная форма учета
ПРИМЕНИМЫЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА
ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Глава 4.
4.1. Единая журнально-ордерная форма учета.
4.2. Упрощенная форма бухгалтерского учета
- простая форма учета (Книга учета фактов хозяйственной деятельности)
- форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества
4.3. Предлагаемый вариант упрощенной формы бухгалтерского учета.
4.4. Особенности ведения учета на малых предприятиях применяющих упрощенную систему налогообложения (Книга учета доходов и расходов).
Малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета:
1) единой журнально-ордерной формы учета
2)упрощенной формы учета
При этом малые предприятия самостоятельно выбирают форму бухгалтерского учета. Единая журнально-ордерная форма учета подразумевает ведение журналов-ордеров и ведомостей. Главным учетным регистром является журнал-ордер, который ведется по кредитовому принципу (по кредиту одного счета или нескольких счетов). Дополнительным учетным регистром являются ведомости, которые ведутся по дебету счетов. Записи в журналах-ордерах ведутся на основании первичных документов в течении месяца. По окончании месяца в журнале-ордере и ведомости подсчитываются итоги, каждый итог является проводкой, затем производится взаимосверка журналов-ордеров. После этого итоги журналов-ордеров разносятся в Главную книгу. На основании остатков по счетам из Главной книги составляется баланс.
|
|
Но, журнально-ордерная форма имеет ряд недостатков, так как журналы-ордера громоздки и для их заполнения требуются значительные затраты ручного труда счетных работников. В связи с этим можно использовать журналы-ордера упрощенной формы. Они открываются и ведутся по каждому счету бухгалтерского учета и построены следующим образом:
· в верхней части журнала-ордера по каждой хозяйственной операции регистрируются обороты по кредиту счета с указанием корреспондирующих счетов по дебету;
· в нижней части указываются обороты по дебету счета с указанием корреспондирующих счетов и оборотов по кредиту.
Журнал-ордер №1
по кредиту счета 01
за декабрь 2004г
С н___________
Основание записи | С кредита счета 01 в дебет счетов | Итого по кредиту счета | |||
ИТОГО |
Основание записи | В дебет счета 01 с кредита счетов | Итого по дебету счета 01 | |||
ИТОГО |
С к ___________
|
|
Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по:
1) простой форме бухгалтерского учета (Книга учета фактов хозяйственной деятельности)
2) форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Простая форма бухгалтерского учета
Малые предприятия совершающие незначительное количество хозяйственных операций, не осуществляющие производство продукции и работ связанного с большими затратами могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности (форма № К-1). Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками по налогам с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8. Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год). В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя, бухгалтера, а так же оттиском печати.
Книга открывается записями остатков на начало отчетного периода по каждому виду имущества, обязательств и иных средств. Затем в графе 3 «Содержание операции» записывается месяц, и в хронологической последовательности, на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца. При этом суммы по каждой операции отражаются методом двойной записи, одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» корреспондирующих счетов. В течении месяца на счете 20 в графе «Затраты на производство» собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По завершению месяца затраты в сумме приходящейся на реализованную продукцию (работы, услуги) списываются с кредита счета 20 в дебет счета 90. При этом в графе «Содержание операции» делается запись «Списаны затраты на производство реализованной продукции».
Финансовый результат от реализации продукции выявляется как разница между оборотом по кредиту и дебету счета 90. По окончанию месяца подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту всех счетов, которые должны быть равны итогу графы 4 «Сумма». После подсчета итогов по дебету и кредиту бухгалтерских счетов за месяц выводится сальдо по каждому счету на первое число следующего месяца.
Книга (журнал)
учета фактов хозяйственной деятельности
за сентябрь 200___г.
Регистрация операций | Наличие и движение средств малого предприятия | ||||||||||||
№ п/п | Дата и номер документа | Содержание операции | Сумма | Затраты на производство | Касса | Расчетный счет | Расчеты по оплате труда | И другие | |||||
Д | К | Д | К | Д | К | Д | К | ||||||
2.. | С на Сентябрь №197 от 07.09. Расчетн. вед-ть С на | 01.09. с расч. счета на з/пл. З/пл. за август Итого 01.10. |
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия
Малые предприятия осуществляющие производство продукции (работ, услуг) могут применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:
· Форма № В-1 «Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений» (Приложение 2). В этой ведомости отражается наличие и движение основных средств, а так же делается расчет амортизационных отчислений. Записи делаются по каждому виду объекта. В конце месяца подсчитывается конечный остаток по сумме.
|
|
· Форма № В-2 «Ведомость учета производственных запасов и товаров, а так же НДС, уплаченного по ценностям» (Приложение 3). Данная ведомость предназначена для учета материально-производственных запасов, а именно материалов, товаров, а так же сумм НДС по приобретенным ценностям. Ведомость ведется материально ответственными лицами или в бухгалтерии.
· Форма № В-3 «Ведомость учета затрат на производство» (Приложение 4). Эта ведомость применяется для синтетического и аналитического учета затрат на производство (выполнение работ, оказание услуг) в разрезе выпускаемой продукции. Затраты собираются с кредита разных счетов (02, 10, 70, 69) содержащихся в других ведомостях и непосредственно из отдельных первичных документов. Незавершенное производство на конец месяца определяют по данным инвентаризации.
· Форма № В-4 «Ведомость учета денежных средств и фондов» (Приложение5). Прием и выдача наличных денег, оформление кассовых ордеров и отчетов кассира ведется в обычном порядке. Учет денежных средств на расчетном счете ведется на основании выписок с расчетного счета в обычном порядке.
· Форма № В-5 «Ведомость учета расчетов и прочих операций» (Приложение 6). Записи в ведомости по учету расчетов с подотчетными лицами, прочими дебиторами и кредиторами ведутся с выведением на конец месяца развернутого сальдо на основании первичных документов. При использовании одного бланка ведомости для каждого счета отводится необходимое количество строк.
· Форма № В-6 (оплата) «Ведомость учета реализации» (Приложение 7). Малые предприятия для учета реализации могут использовать момент реализации – оплата (В-6 оплата) или момент реализации – отгрузка (В-6 отгрузка). Записи в этой ведомости делаются по каждому покупателю или виду продукции. В ведомости В-6 (оплата) финансовый результат от реализации определяется как разница между графами №13 «Оплачено по отпускной цене» и №12 «Оплачено по фактической себестоимости». Выявленный финансовый результат в графе №15 «Прибыль за месяц» используется для записей в ведомости В-4 по счету 99.
|
|
· Форма № В-6 (отгрузка) «Ведомость учета расчетов и прочих операций» (Приложение 8). Она применяется при моменте реализации – отгрузка. В данной ведомости учет расчетов с покупателями и счет 90 совмещены. Финансовый результат от реализации определяется как разница между графами №9 «Направлено в продажу по отпускным ценам» и №8 «Направлено в продажу по фактической себестоимости».
· Форма № В-7 «Ведомость учета расчетов с поставщиками» (Приложение 9). В ведомость по кредиту счета 60 записываются данные счетов поставщиков за полученные материальные ценности, выполненные работы и услуги. По дебету счета 60 отражается оплата со счетов 50, 51, 52.
· Форма № В-8 «Ведомость учета оплаты труда» (Приложение 10). В разделе «Кредит счета 70» отражаются суммы начисленные работникам в разрезе производств, объектов учета и категориям работников. В разделе «Дебет счета 70» отражаются удержания по видам, а затем определяется сумма к выдаче. Ведомость В-8 является так же и платежным документом. В ведомости делается также расчет отчислений на социальное страхование. Обороты по кредиту счета 69 (графа №18 «Отчисления на социальное страхование») разносятся в ведомость В-5 и В-3.
· Форма № В-9 «Ведомость (шахматная)» (Приложение 11).
Эта ведомость предназначена для обобщения данных синтетического учета и взаимосверки по счетам. В ведомости по вертикали располагаются счета в порядке возрастания, а по горизонтали в порядке возрастающих номеров ведомостей. В-9 заполняется сначала путем переноса кредитовых оборотов из применяемых ведомостей с разноской их в дебет соответствующих счетов. Затем подсчитывается итог по дебету каждого счета, который должен быть равен дебету в соответствующей ведомости.
Суммы по дебету каждого счета суммируются и их общий итог должен быть равен общей сумме оборотов по кредиту счетов. Дебетовые и кредитовые обороты по каждому счету переносятся в оборотную ведомость, в которой подсчитываются конечные сальдо.