Анализ – метод научного исследования путем разложения изучаемого явления на составляющие части с целью изучения сложных явлений (природных, социальных, экономических, политических и др.).
Финансовый анализ – часть анализа хозяйственной деятельности, имеющая своей целью дать оценку финансового состояния и выявить возможности повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования.
Основной задачейфинансового анализа является эффективное управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования.
Критерии (оценочные признаки) классификации финансового анализа:
1. Объект (структурный анализ – структуризация изучаемого объекта; функциональный анализ – изучается процесс функционирования);
2. Периодичность проведения (систематический анализ – постоянное исследование изменений; эпизодический или точечный анализ - разовые специальные исследования изменения состояния);
3. Цель (внутренний анализ – выявление состояния данного объекта; сравнительный анализ – сравнения состояния объекта с другими однотипными);
|
|
4. Характер (динамический анализ – в динамике, в развитии; статический анализ – исходит из неизменности, статичности характеристик);
5. Масштаб (комплексный или системный анализ – исходит из того, что любой объект представляет собой систему с характерными внутренними закономерностями, особенностями и свойствами; локальный или объектный анализ – базируется на изучении отдельных, локальных характеристик);
6. Содержание (предметный анализ – изучение предметно определенных фрагментов процесса развития, его предметных циклов; операционно - процедурный анализ);
7. Форма оценки результатов (количественный анализ – установления количественной меры влияния факторов, качественный – качественное сравнение);
8. Субъект (анализ хозяйствующего субъекта – самоанализ, внешних структур - внешний анализ);
9. Метод (статистический – применение математико-статистических и экономико-статистических методов, факторный, экспертный).
Методы финансового анализа можно разделить на две группы: связанные с изучением финансовой отчетности методы, и количественные методы.
Первая группа методов включает:
- горизонтальный метод (сравнение каждой позиции финансовой отчетности с предыдущим периодом, что позволяет проследить динамику показателей);
- вертикальный метод (сравнение каждой позиции отчетности с несколькими предшествующими периодами для определения тренда (направления, тенденции) изменения показателя и прогнозирования;
- сравнительный метод (сравнение количественных и качественных характеристик показателей деятельности с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми показателями и средними по народному хозяйству, что дает возможность определить место и их роль в развитии данного хозяйствующего субъекта);
|
|
- факторный метод (анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель, для оценки состояния и перспектив развития).
Вторая группа методов:
1. Статистические методы (связаны с расчетом специальных аналитических показателей, индексов и коэффициентов для оценки изучаемого явления;
2. Бухгалтерские методы (использование двойной записи и составление бухгалтерского баланса);
3. Экономико-математические методы (связаны с использованием математики, математического анализа, статистики, а также математического моделирования и программирования.
Методы финансового анализа можно разделить на две большие группы по другому критерию (неформализованные и формализованные).
1. Неформализованные методы (субъективный анализ): экспертный метод - оценка специалистами; рейтинговый метод – систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов; морфологический метод - систематизация наборов альтернативных решений и выбор приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов; фактографический метод – анализ фактов из научных, СМИ и т.д.; мониторинг – систематический анализ изменений; логическое моделирование – построение сценариев и т.д.; фундаментальный метод – определение основных направлений динамики и др.; технический метод – отражение желаемых сглаженных ожиданий.
2. Формализованные методы (строгие аналитические зависимости): факторный метод – выявление, классификация и оценка влияния отдельных факторов; конъюнктурный метод – установление состояния с позиций соотношения спроса и предложения; математический метод – цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование; статистический метод – корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяция, ковариационный анализ, методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки, графический и индексный методы обработки рядов динамики; методы исследования операций и принятия решений – использование теорий графов, игр, построения деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование; эконометрические методы – матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс; экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование – дискриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная имитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование.
К основным показателям, используемым при финансовом анализе, относятся:
1. Показатели затрат:
- основные средства (средства, с оборачиваемостью свыше 1 года);
- оборотные средства (средства с оборачиваемостью до 1 года);
- инвестиции (вложения в капитальное строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт (прямые производственные инвестиции) и в ценные бумаги (портфельные инвестиции);
- численность работающих (общее количество работников управления, ИТР и рабочих) и др.
2. Показатели затратоемкости:
- ресурсоемкость (отношение стоимости ресурсов к объему реализации);
- фондоемкость (отношение среднегодовой стоимости основных фондов к объему реализации);
- материалоемкость (отношение стоимости материальных затрат к объему реализации);
- капиталоемкость (отношение капитальных вложений к объему реализации);
- трудоемкость (отношение затрат живого труда к объему реализации);
|
|
- энергоемкость (отношение стоимости энергоресурсов к объему реализации, топливоемкость и др.).
3. Показатели результатов:
- объемы производства продукции (работ, услуг), то есть объем произведенных работ и услуг в физическом или в стоимостном, точнее денежном выражении;
- валовой доход, то есть разница между общей суммой выручки от реализации продукции (работ и услуг), и размером платежей (приобретенные материальные ценности, оказанные услуги) и амортизационных отчислений;
- чистая продукция (валовой доход минус материальные затраты или прибыль плюс заработная плата);
- производительность труда, то есть отношение объема продукции (работ, услуг) к численности работающих;
- фондоотдача (отношение объема реализации к среднегодовой стоимости основных средств);
- капиталоотдача (отношение объема реализации к стоимости капитальных вложений);
- материалоотдача (отношение объема реализации к стоимости материальных ресурсов на производство);
- рентабельность или прибыльность, то есть отношение прибыли к затратам (вложенным средствам, фондам, используемому оборудованию и др.);
- эффективность использования активов, то есть отношение дохода (итога) к стоимости используемых активов и др.
4. Показатели-факторы:
- уровень автоматизации ( удельный вес автоматизированного производства);
- уровень механизации (удельный вес механизированного производства);
- оборачиваемость оборотных средств (время, в течение которого совершается их полный оборот);
- обеспеченность оборудованием, машинами, механизмами (соотношение между наличием и потребностью оборудования, машин, механизмов).
5. Обобщающие показатели:
- чистые активы – общая стоимость активов за вычетом краткосрочных и долгосрочных обязательств (по балансовой стоимости);
- чистый оборотный капитал – разница между текущими активами и краткосрочными текущими обязательствами;
- ликвидность – способность предприятия быстро реализовать активы;
- платежеспособность – мера покрытия заимствованных средств (отношение текущих активов к текущим обязательствам;
|
|
- финансовая устойчивость – состояние финансовых ресурсов предприятия, позволяющее обеспечивать прибыльность, платежеспособность и кредитоспособность;
- эффективность использования акционерного (собственного) капитала - отношение дивидендов (дохода) к стоимости акционерного капитала и другие.
Используют также комплексную оценку, которая завершается построением мультипликаторов – агрегированных показателей, выведенных на базе показателей более низкого уровня, которые выполняют роль своеобразного индикаторов.
Существуют два типа мультипликаторов:
1. Стандартные мультипликаторы – применяемые повсеместно (например, оценка вероятности банкротства предприятия по показателю Альтмана, включающему пять финансовых коэффициентов, имеющих определенный вес: рентабельность и оборачиваемость активов, коэффициенты задолженности и реинвестирования прибыли в активы, доля собственных оборотных средств в активах).
2. Субъективные мультипликаторы –определяемые для конкретных целей (позволяют учесть специфические характеристики, которые не учитываются стандартными методами).