Система государственного регулирования промышленной безопасности

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности

Отношения по промышленной безопасности регулируются "настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации+". Перечисленные акты базируются на соответствующих положениях Конституции РФ, а также Закона РФ "О безопасности"*1 как рамочного закона для всех федеральных законов, содержащих правовые нормы, регулирующие отношения по обеспечению различных видов безопасности. Таким образом, система законодательства о промышленной безопасности включает пять элементов: а) Конституцию РФ; б) Закон РФ "О безопасности"; в) комментируемый Федеральный закон; г) другие федеральные законы; д) иные нормативные правовые акты.

Конституция РФ устанавливает ряд правовых норм, которые составляют конституционные основы законодательства о промышленной безопасности. Прежде всего к ним относится конституционная норма, в соответствии с которой "безопасность" находится в ведении Российской Федерации. Важное значение имеют конституционные нормы, согласно которым каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

Закон РФ "О безопасности" закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

Комментируемый N 116 ФЗ согласно его преамбуле определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения комментируемого закона распространяются на все организации независимо от их организационно правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Комментируемый N 116 ФЗ прямо не определяет, в каких случаях или в части каких отношений правовое регулирование может осуществляться "другими федеральными законами". Для практического определения того, может ли данный конкретный федеральный закон применяться для регулирования отношений по промышленной безопасности, следует применять общие правила определения и разграничения предметов правового регулирования.

При определении применимости того или иного федерального закона для регулирования отношений по промышленной безопасности следует исходить из понимания этого термина в N 116 ФЗ как состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Поэтому во всех случаях, когда правовая норма, регулирующая отношения, связанные, например, с аварией на опасном производственном объекте, содержится в другом федеральном законе, этот закон является применимым для регулирования отношений по промышленной безопасности. При этом должно соблюдаться правило, согласно которому в случае противоречия между комментируемым законом и иным законом применяются нормы комментируемого закона как закона специального.

Под нормативными правовыми актами понимаются акты любой юридической силы и формы, если они в соответствии с действующим законодательством содержат общеобязательные правила поведения людей и вступили в силу в установленном порядке. По юридической силе все они делятся на две основные группы:

законодательные акты;

иные нормативные правовые акты.

Законодательные акты - это акты, "данные" законодателем, то есть органом законодательной власти. В настоящее время в системе российского законодательства используются три формы законодательных актов: собственно законы, кодексы, основы законодательства.

К "иным" относятся все остальные нормативные правовые акты; их называют также "подзаконными" нормативными правовыми актами. Они не могут противоречить (отменять, изменять) законодательным актам, находятся "под ними". К этой группе актов относятся указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией РФ Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Нормативными правовыми актами являются указы Президента РФ (за теми исключениями, когда они носят индивидуальный характер, например о назначении и освобождении от должности и т.п.). Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжениия, которые являются нормативными правовыми актами и обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. (Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать собственные нормативные правовые акты).

Нормативные правовые акты могут быть изданы совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Нормативные правовые акты регистрируются в Минюсте России в случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливают правовой статус организаций, носят межведомственный характер.

От нормативных правовых актов нужно отличать нормативные технические акты (нормативные технические документы): государственные стандарты, строительные нормы и правила и т.п. Они устанавливают требования не к поведению людей, а к механизмам, техническимм процессам, веществам и т.п.Но в них также могут содержаться общеобязательные правила поведения людей - правовые нормы и применяются в той мере, в которой не противоречат нормативным правовым актам.

Со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов раннее установленные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования промышленной безопасности являются обязательными для исполнения, поскольку их соблюдение обеспечивает эту безопасность. При этом должен быть учтен отечественный и зарубежный опыт в области промышленной безопасности и они должны соответствовать современному уровню науки и техники.

К числу документов, содержащих требования промышленной безопасности, относятся

Федеральные законы

нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,

нормативные правовые актыфедеральных органов исполнительной власти,

нормативные технические документы, устанавливающие правила безопасного ведения работ на опасном производственном объекте, и другие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: