II. Устно ответить на контрольные вопросы
1. Дайте определение «социальный институт» в понимании О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера?
2. Дайте современное определение понятия «социальный институт»
3. Дайте классификацию социальных институтов по функциональным качествам
4. Дайте классификацию социальных институтов по характеру организации.
5. Какие функции социальных институтов Вы знаете?
6. Что такое дисфункция социального института, по какой причине она происходит и каким образом это проявляется?
7. Каким образом можно исправить дисфункцию социального института? Приведите пример.
Термины и понятия:
Социальный институт, дисфункция социального института
Список обязательной и дополнительной литературы:
- Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. С.97-100
Материалы для выполнения задания.
Понятие «институт», (т.е. установление, учреждение) было заимствовано социологией из юриспуденции, где оно характеризовало комплекс юридических норм, регулирующих отношения в определенной сфере. Примеры институтов в юридической науке – наследование, брак, собственность. В социологии понятие институт приобрело более широкое значение как особый вид устойчивых социальных связей и различных организационных форм.
|
|
Понятие «социальный институт» встречается в социологии с момента ее возникновения.
О.Конт изучал основные социальные институты (семью, государство, религию) с точки зрения их включения в социальную интеграцию и выполняемых при этом функций. Социальная статика О.Конта предполагала, что социальные институты взаимосвязаны, и любое социальное явление надо объяснять общими закономерностями во взаимодействии с другими явлениями.
Г.Спенсер определяющими факторами в развитии институтов общества считал борьбу за существование с соседними обществами и с окружающей природной средой. Задача выживания общественного организма в условиях эволюции, усложнение его структур порождают необходимость формирования особого регулятивного института. «В государстве, как и в живом теле, неизбежно возникает регулирующая система… При формировании более прочного сообщества и появляются высшие центры регулирования и подчиненные центры.» (Spenser H. First principles. N.Y., 1898, p. 46). Соответственно социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной, производительной и распределительной. Г.Спенсер различал следующие виды социальных институтов:
- институты родства (брак, семья);
- регулирующие (институты государства, права, морали, религии, политики);
- экономические институты (распределительные).
Таким образом, социальный институт определяется как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных взаимодействий.
|
|
Э.Дюркгейм считал социальные институты важнейшим средством самореализации человека. Он высказывался за создание особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда – профессиональных корпораций. Корпорациями Э.Дюркгейм называл институты типа профессиональных союзов, включающих работодателей и работников.
К.Маркс также рассматривал ряд социальных институтов, например, частной собственности, разделения труда, родового строя и т.п. Он определял социальные институты как исторически сложившиеся, обусловленные экономическими отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности.
М.Вебер считал, что социальные институты должны «изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентируются на них в своих действиях». (История социологии в Западной Европе и США. М.,1993, с.180).
М.Вебер считал социальный институт рационально упорядоченным союзом, в основе которого – проектирование возможных целей и ожидание определенного поведения других. Он подчеркивал важность тех институциональных связей, которые обеспечивают социализацию людей и порядок в обществе. Особенность общества как «рационально упорядоченного союза» в том, что институты первичны по отношению к личности, то есть во многие институты социализируют человека автоматически. Например, власть обеспечивает порядок без спроса.
Cоциальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной общественной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.
Классификацию социальных институтов можно произвести по разным признакам:
I. По их функциональным качествам, предназначению определяются следующие виды институтов:
1. Экономические институты – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения, то есть вся совокупность производства и распределения общественного богатства.
2. Политические институты – государство, партии и общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их взаимодействие составляет политическую систему данного общества.
3. Институты родства, брака и семьи. Их задачи – воспроизводство общества, социализация индивидов, поддержание и защита культурных и социальных ценностей.
4. Институты духовной сферы. К ним относятся такие институты, как образование, культура, СМИ, мораль, религия и т.д.
Их виды:
- нормативно-ориентирующие (этика, мораль, нравственная аргументация);
- нормативно-санкционирующие (нормы, правила и предписания, закрепленные в юридических и административных актах);
- церемониально-символические (регулируют повседневные контакты).
II. По характеру организации социальные институты делятся на:
1. Формальные институты, деятельность которых основана на юридически закрепленных нормах (государство, армия и др.).
2. Неформальные институты, деятельность которых регулируется неформальными нормами и правилами, не закрепленными юридически (нормы общения, традиции и др.).
Функции социальных институтов
1. Функция закрепления и воспроизводства социальных отношений. Любой институт имеет систему правил и норм, определяющих поведение своих членов и порядок их деятельности.
2. Регулятивная функция – действие социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества.
|
|
3. Интегративная функция предполагает сплочение и мобилизацию социальных групп.
4. Транслирующая функция предполагает передачу социального опыта.
5. Коммуникативная функция предполагает распространение информации.
Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.
Одним из явных выражений дисфункции социального института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестал действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.
Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.
|
|