Расписание движения поездов
На основе графика составляют служебное расписание движения поездов – таблицы с указанием времени прибытия, отправления и продолжительности стоянок на станциях для каждого поезда. Расписание выдают машинистам, дежурным по станциям и другим работникам, связанным с движением поездов.
В служебном расписании также помещают:
· установленные нормативы по обеспечению поезда автоматическими и ручными тормозами;
· установленную нумерацию поездов и таблицы массы тары и условной длины подвижного состава;
· таблицы времени хода, норм массы и длины составов поездов и норм времени на технические операции с поездами на станциях.
Для пассажиров выпускают афиши и справочники о движении пассажирских поездов.
Каждая железнодорожная линия или участок имеет определённую пропускную способность.
Пропускной способностью железнодорожной линии называется число пар поездов или поездов установленной массы, которое может быть пропущено по линии в течение определённого времени (суток или часа) при имеющейся технической оснащённости и принятой системе организации движения поездов.
|
|
Возможные размеры движения на линии определяются мощностью её отдельных элементов – перегонов, станций, локомотивного хозяйства, устройств энергоснабжения на электрифицированных дорогах и пр. Каждый из этих элементов имеет свою пропускную способность, поэтому расчёт пропускной способности каждого из них производится в соответствии с Инструкцией по расчёту пропускной способности железнодорожных участков.
Пропускная способность перегонов зависит от их технического оснащения (числа путей, устройств сигнализации и связи и др.), от времени хода поездов по перегонам, организации их движения (типа графика).
Пропускную способность перегонов предварительно рассчитывают по параллельному графику движения грузовых поездов. На однопутных участках по одному и тому же главному пути перегона следуют (обычно поочерёдно) поезда чётного и нечётного направлений. Поэтому на однопутных перегонах пропускную способность измеряют в парах поездов и определяют делением суточного периода времени (1440 мин) на время, мин, занятия перегона парой поездов, которое называется периодом графика (рисунок 30).
Рис. 30. Период однопутного графика движения поездов
Период графика Тпер – это время занятия перегона группой поездов, идентичной для данного типа графика, которое складывается из времени хода по перегону соответственно нечётного и чётного поезда и станционных интервалов.
На двухпутных участках главные пути специализированы по направлениям движения, поэтому пропускная способность определяется для каждого пути отдельно и не в парах поездов, а в поездах. Её рассчитывают также делением суточного периода времени (1440 мин) на межпоездной интервал, который в этом случае является временем занятия перегона, мин, одним поездом соответствующего чётного или нечётного направления (рисунок 31).
|
|
Рис. 31. Период двухпутного графика движения поездов
На двухпутных участках поезда следуют друг за другом в пакетном движении, поэтому пропускная способность перегонов не зависит от времени хода и длины перегона (рисунок 32). Пропускная способность на двухпутных участках определяется интервалом между поездами в пакете I – это минимальное время разграничения поездов при следовании их по перегону на участках, оборудованных автоматической или полуавтоматической блокировкой.
Рис. 32. Схема интервала между поездами в пакете на двухпутных участках
От пропускной способности отличают провозную способность участка, линии, железной дороги, определяющую объём перевозок в тонно-километрах, который может быть освоен имеющимся количеством технических средств – локомотивов, вагонов, электроэнергии, топлива и других переменных средств, а также при данной обеспеченности кадрами.
Провозная способность, также как и пропускная способность, определяется числом поездов, вагонов или тонн груза.