Лекция 1. Менеджмент как наука. Общие понятия о менеджменте

1. Основные категории и понятия.

2. Менеджер. Требования к профессиональной компетенции.

3. Методы менеджмента.

4. Функции менеджмента.

1. Термин «менеджмент» в обозначении управления появился в США. Возникнув в конце Х1Х столетия, м-т приобрел особую популярность в 30-е годы 20 века. В общедоступном понимании М-т – это умением добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Другими словами менеджмент – это все человеческие возможности, которые используют лидеры для достижения стратегических и тактических целей организации.

К настоящему времени известны следующие важнейшие подходы к управлению. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

По содержанию менеджмент рассматривают в трех направлениях:

- Менеджмент это деятельность руководства организаций и предприятий по упорядочению и координации производственной и социально-культурной сферы.

- Менеджмент это группа управляющих лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью фирмы или ее подразделений.

- Менеджмент это совокупность научных знаний и практического опыт управления, учебная дисциплина.

Менеджмент это самостоятельный вид профессиональной деятельности. В качестве объекта менеджмента выступает хозяйственная деятельность предприятия в целом или ее сфера. Объект управления – часть окружающей среды, персонал фирмы, на которые направлены конкретные управленческие процессы (предприятие, технологии, качество услуг и продукции, коллектив, группа, личность).

Субъект управления – руководитель, группа лиц, организация, подразделение. Предмет менеджмента – изучение законов и закономерностей жизнедеятельности организаций, отношений людей в процессе производства. Отношения людей в процессе управления исследуются по двум основным направлениям, при демократических формах управления и при автократическом стиле управления.

Методология менеджмента – это учение об основных функциях, принципах и методах управленческой работы, системе важнейших ее показателей и результатов. Основой учения являются общие для наук методы – методы материалистической диалектики, анализа и синтеза, исторический и логический, рассмотрение конкретного и абстрактного, взаимосвязи условий и явлений и т.д.

Принципы менеджмента – это правила и способы управления деятельностью организации.

Принципы менеджмента: единоначалие и коллегиальность в управлении – руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. Коллегиальность – выработка коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровней, а также исполнителей. Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности – каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи. Каждый в организации наделяется конкретными правами и несет ответственность за порученное ему дело.

А также принципы мотивации, принцип демократизации управления и другие.

2. Менеджер – управляющий делами организации. Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания в области техники, экономики, организации производства и управления и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Практика показывает, что не все даже высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, могут успешно руководить производством. Менеджеру необходимо иметь организаторские способности. Менеджеру необходимо иметь способности предвидеть будущее, изыскивать новые возможности и резервы, ставить перед коллективом новые задачи по развитию производства. Оперативное руководство заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное управленческое решение. Большое значение имеет умение менеджера подбирать своих ближайших помощников, четко распределять функции, обязанности, ответственность каждого из них. Важным для менеджеров является умение понимать людей, правильно оценивать способности и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к их мнению, поддерживать инициативу. Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину.

Основные черты менеджера такие: самостоятельность мышления, инициатива, целеустремленность. Эти черты в определенной степени определяются возрастом менеджера. Это также аналитические способности, гибкостью в отношениях с людьми, предприимчивостью, ответственным отношением к работе. Такие черты как тактичность, уравновешенность, самообладание помогают завоевать авторитет – первое и наиболее важное условие для успешного руководства предприятием.

Требования к их профессиональной компетенции разделяют на две группы. Первая группа это знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении, то есть:

- умения обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

- информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает организация: состояние исследований, техники, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

- способность управлять ресурсами, прогнозировать работу предприятия;

- умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации, связи.

Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. Это -высокое чувство долга, честность в отношениях с людьми, умение убеждать и др. успех деятельности руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний и на 85 % - от умения работать с людьми.

3. Методы менеджмента. Методы – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

1. Организационно- административные методы. В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные методы (консультации, разрешение компромиссов); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение). Как правило, это прямые задания и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителей на подчиненных). Организационно-административные методы от других методов отличает четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины.

2. Экономические методы. Экономическим методам в управлении отводится центральное место. К экономическим методам относится распоряжение материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой. В управленческой практике экономические методы чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, система материального поощрения.

3. Социально-психологические. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения, возникающие в трудовых коллективах. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов.

4. Функции менеджмента это виды управленческого труда, связанные с воздействием на управляемый объект. Функцииделятся на общие и частные.

Общими функциями являются: прогнозирование и планирование; организация, координация и регулирование; мотивация; контроль, учет и анализ.

Прогнозирование и планирование. Прогнозирование – это предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации. Планирование – один из этапов процесса управления, на котором определяются цели любой туристской структуры, а также методы их достижения. Сущность планирования состоит в том, что руководство определяет ведущий образ туристского предприятия. Ведущий образ содержит миссию, цели и задачи фирмы, принимает решения по ним, вырабатывать стратегию и определяет способы и сроки достижения запланированного, устанавливает исполнителей и ответственных лиц за использование материальных, финансовых и трудовых резервов и ресурсов.

В планирование включают: финансовое планирование, кадровое планирование, планирование поставок и сбыта (маркетинговое планирование), инновационное планирование. Выделяют стратегическое планирование. ориентированное на продолжительное существование предприятия, обеспечиваемое путем поиска, построения и сохранения потенциала успеха (доходности), и оперативное планирование - формирование годовых (оперативных) планов, определяющих развитие организации в кратко- и среднесрочной перспективе. Результаты планирования часто оформляют в виде "бизнес-плана". Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления.

Результатом планирования как функции менеджмента может быть туристский образ региона.

Организация. Организация – это средство достижения целей предприятия. На примере организации работы туроператора можно более наглядно представить себе организационную функцию управления туризмом. Так, туроператор решает производственную, торговую, информационную задачи, задачу освоения новых регионов и т.д. По каждой из них менеджер распределяет обязанности, устанавливает ответственность, т.е. речь идет об установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, отделами и службами фирмы, определении порядка и условий ее функционирования, ведением деловых переговоров, приемом делегаций, организацией рекламы и т.д.

Координирование и регулирование. Сущность этой функции заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления, сохранении, поддержании и совершенствовании установленного режима работы фирмы. Цель координации и регулирования – установления взаимодействия в работе руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов, графиков, внесения в них корректив.

Мотивация. Хорошо спланированная и организованная работа фирмы может не дать желаемого результата, если сотрудники не будут иметь должных мотивов к труду. Известным стимулом к труду является высокая заработная плата и премии. Заработная плата играет особую роль. Рыночная экономика ориентирована на конечные результаты деятельности.

Контроль, учет и анализ. Контроль бывает внутренний и внешний, общий и частный, периодический и постоянный. Это процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными. Контроль, осуществляемый до фактического начала работы называется предварительным. Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса называется текущим. Заключительный или последующий контроль осуществляется после того как работа выполнена. Заключительный контроль дает информацию для учета и анализа.

В настоящее время в практику современного управления вошло такое новое направление контрольной деятельности как контроллинг.

Контроллинг - совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объек­тивно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования ис­ходя из поставленных целей.

Частные функции – это функции управления, которые определяются по принадлежности управления к деятельности организации в целом или конкретным стадиям производственного процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: