Теория подкрепления
Рисунок 2.1 - Основные элементы теории ожиданий
Ожидания согласно этой модели можно расценивать как оценку вероятности события. При анализе мотивации рассматривается взаимосвязь трёх элементов:
· затраты – результаты;
· результаты – вознаграждение;
· валентность (удовлетворённость вознаграждением).
Модель Врума можно представить следующим образом:
Мотивация = | (Е=>Р) * (Р=>О) * Валентность, |
где (Е=>Р) – ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;
(Р=>О) – ожидания того, что результаты повлекут за собой вознаграждение;
Валентность – ожидаемая ценность вознаграждения.
Если значение одного из этих факторов будет мало, то и мотивация будет низкой.
Поэтому для успешного проведения процесса мотивирования необходимо, чтобы работник представлял, что:
- от его усилий зависят результаты его труда;
- из результатов труда вытекают для него определенные последствия;
- результаты, получаемые им, в конечном счете имеют для него определенную ценность.
|
|
Таким образом, по теории ожидания человек ведет себя в соответствии с тем, что, по его мнению, произойдет в будущем, если он произведет определенные затраты усилий.
В основе теории подкрепления лежат многочисленные исследования, среди которых важное место занимают работы Берреса Скиннера и Альберта Бандуры.
Теория подкрепления базируется на принципе модификации организационного поведения, обозначающем систематическое поощрение (подкрепление) желательного организационного поведения и неподкрепление или наказание нежелательного организационного поведения работника.
Приверженцы теории исследуют проблемы изменения или модификации поведения людей в процессе труда, адекватного использования немедленного вознаграждения и наказаний.
Комплекс методов, посредством которых на основе теории подкрепления менеджер стремится к изменению поведения сотрудников, получил название «регулирование поведения». Основное предположение, на котором основываются методы регулирования поведения, – так называемый закон эффекта, согласно которому индивиды стремятся к повторению позитивно подкрепленного поведения и, наоборот, избегают вновь демонстрировать неподкрепляемые действия.
Подкрепление определяется как любые действия, которые вызывают повторение или, напротив, подавление определенных образцов поведения.
Выделяют 4 основных типа подкрепления: позитивное подкрепление, отказ от нравоучений, наказание и угасание. Каждый тип подкрепления является реакцией менеджера на поведение работника, которое представляется желательным либо не должно повториться. Различные типы подкреплений представлены на рисунке 2.2.