Общая характеристика Древней Индии
Периодизация культур Древней Индии
Часть iv. Древняя индия
Древний Китай
Древняя Индия
Древняя Месопотамия, ПередняяАзия
Древний Египет
Тема: Культура ранних цивилизаций Востока
Лекция 3 - 4
I. Период Хараппа и Мохеджо-даро (это названия древнейших городов) - период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н.э.)
II. Арии – II тыс. До н.э.
III. Империя Маурьев – династия правителей
IV. Кушанская империя – I в. до н.э. – III в. н.э.
V. Империя Гуптов (320 – VI в. н.э.)
Периодизация по развитию духовных школ и религий:
I. Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)
- Ранневедийский период (XIII—X вв. до н. э.)
- Поздневедийский период (IX—VI вв. до н. э.)
II. Буддийский период (V—III вв. до н. э.)
III. Классическая эпоха (II в. до н. э. — VI век)
Древнее название страны – Синдху, Хиндустан. На севере страны расположены Гималаи, основными реками Индии являются реки Ганг и Инд. Индия заселена с VII тысячелетия до н.э. различными племенами.
С VII тыс. до н. э. в долине Инда и Сарасвати развивается производящее хозяйство. Выделяется особая раннеземледельческая культура – Мергарская, человек этого периода нашёл эффективный способ получения продуктов питания, оптимальный для данного региона: развитие земледелия, охотничьего промысла и зарождающегося скотоводства. Это создавало все необходимые условия для перехода на качественно новую ступень — формирования нового культурно-исторического комплекса.
В III тыс. до н. э. дравидами создается первая индийская цивилизация, получившая название Индской, или Хараппской. У индских дравидов были развиты монументальное строительство, металлургия бронзы, мелкая скульптура. В зачатке находились частнособственнические отношения, а в основе сельского хозяйства лежало ирригационное земледелие. Важная роль отводилась внешней торговле.
Закат Индской цивилизации приходится на XIV—XVII века до н. э(?). Точно причина упадка не установлена, но известно, что в это время дравидское население сдвигается на юго-восток и утрачивает былой уровень развития.
Ещё большую роль играло скотоводство; корова является предметом культа; в гимнах постоянные молитвы о даровании коровьих стад. Боги и герои сравниваются с быками, заря и дождевые облака — с коровами.
Из ремесел известны были плотничное, тележное, кузнечное, гончарное, дубильное, ткацкое, швейное, вязальное. Жили в деревнях (грама), которые иногда укреплялись (пур); городов в настоящем смысле слова не было.
Власть царя ограничивалась народным собранием. Народ приносил ему добровольную дань; на войне царь являлся вождем. Его сопровождала дружина (ибха), состоявшая не только из подчиненных, но и его семейных. Во главе племени стоял старшина (вишпати), а во главе рода или общины — староста (грамани). Рядом с царской властью стоят уже верховные жрецы (пурохита), сан которых с течением времени также становится наследственным. Юридические понятия только ещё вырабатывались; встречаются понятия судьи, закона, преступления, выкупа.
Каст в эту эпоху несомненно ещё не было. Жрецы (брахман) и воины (кшатрийа) уже существовали, но не как замкнутые в себе сословия.
Одежда состояла из нижнего шерстяного платья (васас или вастра) и плаща или накидки (адхиваса, драпи); женщины носили передники.
Письменности не было; в Ведах нет упоминаний о письме или письменных материалах; гимны слагались и передавались от одного поколения другому изустно.
Музыка пользовалась большой любовью; из инструментов упоминается род лютни или другого струнного инструмента, флейты, цимбалы или кастаньеты. Молитвы богам сопровождались музыкой.
Мертвые или сжигались, или хоронились, как и у других индоевропейских народов. Загробная жизнь ожидала человека в царстве Ямы, сидящего и пьющего с богами и предками под тенистым деревом. Там светит непотухающий свет, текут вечные воды, исполняются все желания, обитают радость и удовольствие, веселье и блаженство.
Тени предков (питары) пользовались особым почетом, почти наравне с богами; их призывали к жертве и предлагали особый напиток.