ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
План
ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
Лекция 10. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
Из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л.С.Выготский, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие.
Идеи технологии развивающего обучения в нашей стране получили широкое распространение в педагогическом процессе. Однако ряд положений этой технологии остается дискуссионным. Исследования Института психологии РАН показали, что дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрыми темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учащихся.
Цель – рассмотреть особенности, необходимость и возможность применения информационных и коммуникационных технологий в обучении.
|
|
1. Информационная компетентность – необходимое качество специалиста современного социума.
2. Информатизация и компьютеризация образования в современных условиях.
3. Основные требования к программным средствам учебного назначения.
4. Основные выводы.
Основные понятия: программные средства учебного назначения (ПСУН), информационные и коммуникационные технологий (ИКТ), информационная компетентность.
В настоящее время нарастают темпы информатизации общества, выражающиеся в проникновении современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в самые различные области деятельности людей, ускорении процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлении таких видов профессиональной деятельности, которые требуют качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования. Будущее образования – это образование со все большей долей участия компьютеров (В.П. Беспалько).
Информатизация общества на современном этапе его развития представляет собой процесс нарастающего применения информационной техники для сфер производства, переработки, хранения и распространения информации
и, особенно, знаний. В первую очередь это касается технологии передачи информации с помощью глобальных компьютерных сетей (Интернета) и представления гипермедийной информации во Всемирной сети (Word Wide Web).
Результатом этого процесса является возникновение информационного общества, что, как следствие, приводит к радикальным преобразованиям не только в сфере производственных структур и технологий, но и в сфере социальных и экономических отношений. Сегодняшний уровень развития ИКТ закладывает реальный фундамент для глобальной системы дистанционного обучения, помогающей людям создавать открытую информационную среду без границ.
|
|
Одним из важнейших направлений процесса информатизации является информатизация образования, что предполагает разработку и использование новых ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания как учащихся школ, образовательных учреждений НПО и СПО, а также студентов высших учебных заведений.
«К приоритетным задачам развития образования относится информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернет, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения», – как отмечается
в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», прозвучавшем на Государственном совете РФ по образованию (24 марта 2006 г.).
Под средствами обучения на основе ИКТ будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных способов и систем транслирования информации, информационного обмена, реализующие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации, а также обеспечивающие возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.
Успешность использования ИКТ в качестве средства обучения зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «обучающий-обучающийся».
Применение ИКТ как средства обучения предполагает активизацию деятельности учителя и учащихся, преподавателя и студентов в плане реализации возможностей ИКТ. Указанный процесс инициирует:
· совершенствование методологии и методики отбора содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;
· создание учебно-методического сопровождения, ориентированного на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информации;
· создание и использование методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых на основе использования возможностей ИКТ, что позволяет оперативно осуществлять корректировку процесса обучения и формировать индивидуальную траекторию обучения с учетом возможностей, особенностей и потребностей каждого человека.
ИКТ можно использовать в качестве:
· средства обучения, обеспечивающего оптимизацию учебно-познава-тельного процесса;
· предмета изучения, а так же современного метода получения и обработки информации, учитывающего специфику организации информационных процессов в образовательной среде;
· инструмента решения различных задач, обеспечивающих формирование умения принятия решений в современной информационной среде: определение, организация и поиск необходимой информации; выбор и использование средств, адекватных поставленной педагогической задаче; разработка технологии обработки и анализа информации; использование полученных результатов для оптимизации процесса решения задач.