Принцип законности. Постановления Конституционного суда

Постановления Конституционного суда

Существует 2 постановления КС по ст.5 ФЗ «О прокуратуре».

Постановления Пленума Верховного суда и Пленума Высшего арбитражного суда не относятся к источникам!

См. ФЗ от 20 октября 1993 г. «О деятельности прокуратуры в период поэтапной конституционной реформы»


Принципы организации и деятельности

органов прокуратуры в РФ

Принципы – это руководящие положения (идеи), положенные законодателем в основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры в РФ.

В РФ существует система принципов.

Принципы делятся на 3 вида:

1) общеправовые (общеорганизационные)

Т.к. прокуратура входит в систему гос. органов, является гос. органом => на неё распространяются принципы организации и деятельности всех гос. органов.

1) принцип законности

2) принцип гласности

2) специфические принципы, характерные только для прокуратуры как системы органов (поскольку прокуратура является особым гос. органом – единственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением законов):

1) независимость

2) единство и централизм

3) принцип единоначалия

3) отраслевые принципы – это принципы уголовного процесса, гражданского, административного.

Деятельность прокуратуры неразрывно связана с деятельностью поднадзорных субъектов => подчиняется установленному для этой деятельности законодателем правовому режиму. Прокурор является полноправным участником уголовного процесса, подчиняется принципам.

Общеправовые (общеорганизационные) принципы:

Закреплён в Конституции и ст.4 закона «О прокуратуре»: органы прокуратуры должны действовать на основе соблюдения конституции и законов.

Этот принцип распространяется на все органы, организации, должностных лиц, граждан.

Это основополагающий принцип.

Применительно к прокуратуре выделяются 2 аспекта применения этого принципа:

1) внешний

Характеризует взаимоотношения прокуратуры с поднадзорными субъектами.

Эти отношения бывают 2-х видов:

1) законоохранительные – направлены на охрану закона от нарушений

2) правоохранительные – охраняют от нарушений права и свободы, предоставленные гражданам и организациям.

Деятельность поднадзорных субъектов оценивается прокурором только с одной позиции: соответствует ли она закону (является ли законной)? Другие характеристики (например, целесообразность/нецелесообразность) для прокурора значения не имеют. Для прокурора не может служить оправданием ссылка должностного лица на то, что закон, который оно нарушило, устарел.

2) внутренний аспект

Касается того, какой должна быть деятельность прокуроров и органов прокуратуры. Она должна соответствовать конституции и законам. Недопустимы ошибки, т.к. они подрывают авторитет государства и прокуратуры в глазах граждан (общественности).

Необходимо:

1) глубокое знание прокурорами действующего законодательства

2) в процессе осуществления надзора полностью должны выявляться нарушения закона и обстоятельства, способствующие их совершению

3) прокурор, выявив правонарушение, должен правильно квалифицировать его

4) прокурор обязан применить исчерпывающие меры по устранению правонарушений, их причин и условий

5) прокурор обязан проконтролировать, как фактически устранены нарушения закона после его вмешательства. Для этого проводятся контрольные проверки и проч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: