НПА, содержащие нормы, регулирующие устройство прокуратуры
II Правовые основы деятельности прокуратуры на современном этапе
В 1999 году был внесен ряд изменений и дополнений (ФЗ от 10.02.1999)
Раздел 5 регулировал вопросы кадрового обеспечения, а также меры правовой и социальной защиты работников прокуратуры, материального и социального обеспечения прокурорских работников.
Раздел 2 закреплял систему, структуру и состав органов прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации
Первый российский закон о прокуратуре был принят 17 января 1992 года, закон состоял из 6 разделов и 47 статей.
Раздел 1 излагал общие положения: функции и направления деятельности, принципы организации и деятельности, правовые основы.
Разделы 3 и 4 раскрывали содержание основных функций прокуратуры.
Раздел 6 содержал нормы, регулирующие финансовые и материально-технические вопросы деятельности прокуратуры.
Данный закон впервые обозначил такую функцию прокуратуры как «участие прокурора в рассмотрении дел судами», до принятия закона считалось, что прокурор осуществляет надзор за деятельностью судов.
|
|
Принятие Конституции 1993 года обусловило необходимость пересмотра ФЗОП 1992 года. 17 ноября 1995 года ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О прокуратуре»» была принята новая редакция закона о прокуратуре.
Особенности редакции ФЗОП 1995 заключались в следующем:
Ø восстановила функцию координацию деятельности ПОО по борьбе с преступностью;
Ø на ГП РФ возложена функция международного сотрудничества;
Ø было закреплена новая отрасль ПН- надзор за конституционными правами и свободами граждан;
Было закреплено новое направление деятельности – надзор за деятельностью судебных приставов.
Правовые основы (совокупность НПА) деятельности прокуратуры традиционно принято делить на три группы:
1. содержащие нормы, регулирующие устройство прокуратуры
2. содержащие нормы, регулирующие ее деятельность;
3. содержащие нормы, применяемые в деятельности органов прокуратуры.
Необходимо отметить, что подобное деление норм носит условный характер, т.к. основные нормативно-правовые акты содержат в себе три вида норм. В частности, ст.3 ФЗОП определяет, что подобными актами могут быть:
а) КРФ;
б) ФЗОП
в) МНД.
Законодательство о прокуратуре (содержащее в себе все три вида норм) согласно ст. 71 КРФ относится к исключительному ведению РФ.
- ст. 129 КРФ.
- Раздел 2 и 6 ФЗОП.
- Ведомственные акты ГП РФ (ПГП РФ 15 апр.1996 «об утверждении положения об управлении делами», ПГП РФ 1996 Об образовании научно-консультативного совета при ГП РФ)
- КРФ ст.129
- Разделы 1,3, 4,5, 6 ФЗОП;
- процессуальное ФЗ
- международно-правовые договоры:
Ø Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск 22.01.1993). Срок действия 5 лет, затем предусмотрено продление. Сейчас готовится новая редакция;
|
|
Ø Двусторонние договоры о правовой помощи (Испания, Финляндия) (на уровне межправительственных);
Ø Соглашения о сотрудничестве между ГП РФ и соответствующими ведомствами др. стран (Королевство Швеция, Туркменистан, Таджикистан).
- Ведомственные нормативно-правовые акты: приказ, указания ГП РФ.
Ø ПГП 1996 «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением»