Связь управленческого и финансового учета

Статьи калькуляции расходов

Гораздо больше информации несет в себе классификация затрат по статьям калькуляции.

1.2. По статьям. Это список статей затрат, необходимых для производства того или иного продукта или осуществления того или иного вида активности предприятия.

Статья затрат – совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование.

Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства, которые были разработаны на основе типовых рекомендаций в условиях плановой экономики и носят рекомендательный характер. По некоторым отраслям и видам деятельности разработаны новые методические рекомендации, более соответствующие реалиям рыночной экономики, или актуализированы старые. Вместе с тем предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности. В некоторых отраслях выделяются, например, транспортно-заготовительные расходы, амортизационные отчисления (в силу большого удельного веса) и т.д. В качестве примера можно привести типовую номенклатуру статей:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Потери от брака.

9. Общепроизводственные расходы.

10. Прочие производственные расходы.

11. Общехозяйственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Первые 11 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).

Управленческий и финансовый учет — взаимно связанные подсистемы бухгалтерского учета организации. Общими для них являются:

1. единые объекты учета;

2. единый подход к выбору целей и задач учета;

3. общепринятые принципы учета;

4. однократное ведение первичной информации для составления отчетности;

5. информационная база учета используется для принятия управленческих решений;

6. использование общих методов (документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, группировка объектов учета, отчетность подразделений, внутренняя и внешняя отчетность организации).

Исходя из этого, одни хозяйственные операции в финансовом и управленческом учете отражаются совершенно одинаково, другие же требуют различного отражения. При этом альтернативный подход позволяет получать данные для управленческого учета на основании показателей финансового учета с дополнением или удалением соответствующих поправочных бухгалтерских записей по тем позициям, по которым принципы отличаются. Операции по дополнению или удалению поправочных записей могут выполняться управленческим бухгалтером в конце отчетного периода. Примеры таких операций и взаимосвязь между финансовым и управленческим учетом приведены в табл. 2.

Таблица 2. Взаимосвязь областей бухгалтерского и управленческого учета предприятия

Область бухгалтерского учета Комментарий необходимости поправки Примерная база поправочной бухгалтерской проводки Бухгалтерская проводка в управленческом учете
Начисление износа по основным средствам. Методы и нормы финансового учета не отражают реального способа переноса стоимости основных средств на конечный продукт, производимый организацией. Сумма разницы между износом, начисленным по методам и нормам налогового и управленческого учета. Дебет — Кредит «Износ основных средств»; Кредит — Дебет «Накопленный износ по основным средствам».
Отражение стоимости основных средств в учете (по первоначальной, текущей рыночной). Из-за несоответствия стоимости, по которой основные средства отражаются в финансовом учете, и реальной стоимости основных средств. Сумма разницы между первоначальной и его текущей (рыночной) стоимостью приобретенного основного средства. Дебет — Кредит «Основные средства»; Кредит — Дебет «Капитал».
Начисление амортизации по нематериальным активам. Методы и нормы финансового учета не отражают реального шаблона переноса стоимости нематериальных активов на конечный продукт, производимый организацией. Сумма разницы между износом, начисленным по методам и нормам финансового учета и управленческого учета. Дебет — Кредит «Износ нематериальных активов»; Кредит — Дебет «Накопленный износ по нематериальным активам»
Отражение стоимости нематериальных активов в учете (по первоначальной, текущей рыночной). Несоответствие стоимости, по которой нематериальные активы отражаются в финансовом учете, и реальной стоимостью нематериальных активов. Сумма разницы между первоначальной стоимостью приобретения нематериального актива и его текущей рыночной стоимостью. Дебет — Кредит «Нематериальные активы»; Кредит — Дебет «Капитал»
Отражение стоимости запасов (по наименьшей стоимости приобретения или текущей рыночной стоимости). Искажение стоимости запасов, находящихся на балансе организации, если текущая рыночная стоимость запаса ниже стоимости приобретения. Сумма разницы между стоимостью приобретения запасов и их текущей рыночной стоимостью. Дебет — Кредит «Запасы», Кредит — Дебет «Капитал»
Создание резерва под медленно движущиеся запасы (в части материалов, НЗП, готовой продукции). Искажение стоимости запасов, находящихся на балансе организации, в случае медленного продвижения запасов. Процент от балансовой стоимости запасов. Дебет — Кредит «Создание резерва под медленно движущиеся запасы», Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва под медленно движущиеся запасы».
Создание резерва под сомнительную дебиторскую задолженность. Искажение реальной стоимости дебиторской задолженности, находящейся на балансе организации, в случае наличия просроченной дебиторской задолженности, по которой есть риск неполучения оплаты. Процент от суммы дебиторской задолженности. Дебет — Кредит «Создание резерва по сомнительной дебиторской задолженности»; Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва по сомнительной дебиторской задолженности».
Создание резерва предстоящих расходов и платежей Искажение реальной кредиторской задолженности и расходов отчетного периода в случае отражения кредиторской задолженности только при наличии счета-фактуры Сумма реально полученных товарно-материальных ценностей и услуг, по которым отсутствуют расчетные документы поставщика Дебет — Кредит «Создание резерва под предстоящие расходы и платежи»; Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва под предстоящие расходы и платежи»
Создание резерва по гарантийному обслуживанию. Расходы по гарантийному обслуживанию готовой продукции относятся не к периоду, в котором они фактически возникают, т.е. предъявляются покупателем, а в момент выпуска готовой продукции. Определенная сумма на единицу готовой продукции, умноженная на количество выпущенных единиц готовой продукции Дебет — Кредит «Создание резерва под гарантийное обслуживание»; Кредит — Дебет «Расходы по созданию резерва под гарантийное обслуживание».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: