Вопрос 1 Анализ уровня техники и технологии производства

Лекция №6

Тема № 6. «Анализ технико-организационного уровня и других условий производства».

«Анализ технико-организационного уровня и других условий производства»

Вопрос 1 Анализ уровня техники и технологии производства.

Вопрос 2 Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ организационно-технического уровня.

Вопрос 3 Анализ и оценка уровня организации производства и управления.

Вопрос3. 1.Анализ уровня организации производства и труда

Вопрос 3. 2. Анализ эффективности управления предприятием

От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности, объем выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.

Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей их сумме, росту себестоимости продукции и как следствие уменьшению прибыли. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие изменения произошли в производственной мощности предприятия, насколько полно она используется и как это влияет на себестоимость, прибыль, рентабельность, безубыточный объем продаж, зону безопасности предприятия и другие показатели.

К задачам анализа организационно-технического уровня относятся:

· определение научно-технического уровня производства и оценка его влияния на результаты работы;

· оценка степени эффективности организации труда и управления производством;

· поиск резервов и возможностей совершенствования, повышения организационно-технического уровня.

Источниками информации для анализа являются "Баланс производственной мощности", "Отчет по продукции", "Отчет о затратах", "Отчет о прибылях и убытках" и др.

Под производственной мощностью предприятия подразумевается максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства.Она может выражаться в человеко-часах, машинно-часах или объеме выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражении. Производственная мощность предприятия не может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники, технологии и организации производства и стратегией предприятия.

Степень использования производственных, мощностей характеризуется следующими коэффициентами:

Изучаются динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины их изменения, такие, как ввод в действие новых и реконструкция предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей.

Анализ уровня техники. Факторы, определяющие технический уровень производства, зависят от масштаба и типа производства, характера выпускаемой продукции и ее перспективности, состояния основных производственных фондов (ОПФ) и степени совершенства технологии, уровня специализации и кооперирования и т.д.

Для оценки технического уровня производства предприятия используется система показателей, характеризующих:

· структуру основных средств;

· степень обновления и выбытия их;

· состав производственного оборудования;

· уровень механизации и капиталовооруженности труда;

· техническую оснащенность: показатель фондовооруженности труда одного работающего, одного рабочего, показатель технической вооруженности труда одного рабочего, энерго- и электровооруженность труда;

· качественные показатели интенсивности (эффективности) использования основных средств (фондоотдача, фондорентабельность).

Эти показатели являются ключевыми, поскольку отражают техническую оснащенность предприятия и эффективность их использования, от которых зависят производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность и др.

Объектом анализа уровня технологии может быть технология производства на предприятии в целом, по отдельным производствам, по отдельным изделиям и группам изделий, отдельным агрегатам, узлам, деталям.

К показателям уровня технологии относятся:

1) коэффициент механизации;

2) коэффициент автоматизации;

3) удельный вес передовых технологических процессов;

4) коэффициент поточности;

5) коэффициент оснащенности производства;

6) удельный вес продукции, изготовленной прогрессивными технологическими методами, и удельный вес работ, выполненных по прогрессивной технологии;

7) удельный вес машинного времени в технологической трудоемкости;

8) показатели технологической дисциплины;

9) коэффициенты унификации и стандартизации.

Уровень механизации характеризуется с помощью трех коэффициентов:

1) механизации работ (Кмр):

,

где VВП (м) — объем продукции (работ), произведенных механизированным способом;

VВП — общий объем работ;

2) механизации труда (Кмт):

,

где Тм — рабочее время, затраченное на механизированные работы;

Т — общее отработанное время на данный объем продукции или работ;

3) механизации по трудоемкости (Кмтр):

.

Коэффициент поточности характеризует степень непрерывности производства в зависимости от внедрения поточных методов и определяется как отношение трудоемкости деталей (изделий), обрабатываемых, собираемых на поточных линиях, к общей трудоемкости по соответствующей производственной единице.

Уровень технологии:

· показатель удельного веса продукции, изготовленной с применением современных технологических процессов, в общем объеме выпуска товарной продукции;

· показатель удельного веса продукции, изготовленной с применением и метода k, в общем объеме выпуска товарной продукции.

Определение уровня унификации и стандартизации — важное направление анализа технологии, которое позволяет сократить номенклатуру, повысить партионность производства, построить технологию мелкосерийной продукции по принципу крупносерийного производства.

В настоящее время для характеристики уровня техники, технологии производства все большее значение приобретают данные о количестве расходуемой воды, величине отходов производства.

Эффективность совершенствования технологии проявляется, в первую очередь, в снижении трудоемкости, материалоемкости и технологической себестоимости продукции.

Вопрос 2. Жизненный цикл изделия, техники и технологии и учет его влияния на анализ организационно-технического уровня.

Одним из ключевых факторов при проведении экономического анализа является цикличность развития экономики, НТП и рыночной конъюнктуры. Теория экономических циклов относится к теориям, которые объясняют движение мирового хозяйства. Теория цикла исследует причины колебаний экономической активности во времени.

Жизненный цикл изделия

В классической трактовке нулевым этапом жизненного цикла товара является этап разработки, на котором полностью отсутствует сбыт, а производитель несет издержки на производство товара. Первый этап – этап выведения на рынок, на этом этапе товар появляется на рынке, сбыт сравнительно небольшой, маркетинговые издержки высоки, прибыль отрицательна.

Второй этап – этап роста, на этом этапе товар пытается утвердиться на рынке. Здесь также высоки маркетинговые издержки. Если товар не сумел утвердиться, его выводят с рынка.

Третий этап – этап зрелости: товар полностью принят потребителями, прибыль высока.

Четвертый этап – этап насыщения. На данном этапе уже невозможно найти новые группы покупателей на товар, следствием чего является снижение цены на товар для удержания покупателя. Иногда возможно продлить этот этап за счет модификации товара. Прибыль на этом этапе чаще всего снижается.

Пятый этап – этап упадка. Прибыль стремится к нулю, товар следует выводить с рынка.

Жизненный цикл технологии

Инновационный цикл обычно начинает с ликвидации отставания фирмы в развитии ее потенциала, снижающего конкурентный статус. Особое внимание отводится технологическим инновациям.

Развитие каждой базовой технологии характеризуется, как правило, S-образной логической кривой (рис. 4). Наклон кривой и переломные точки развития в каждый период времени отражают эффективность технологии и степень использования технологического потенциала. По мере приближения к пределу дальнейшее совершенствование данной технологии становится экономически нецелесообразным.

Знание пределов используемой технологии позволяет избежать лишних затрат и своевременно подготовиться к новому технологическому решению. При переходе от базовой технологии к новой происходит технологический разрыв или сдвиг, который влечет за собой серьезную реорганизацию производства.

Каждая организация разрабатывает собственную стратегию перехода к новой технологии. Для повышения эффективности стратегии необходимо учитывать закономерность в последовательности применения рассматриваемых типов инноваций при обеспечении прибыльности организации: сначала, как правило, наибольший эффект приносят инновации-продукты, затем - технологические инновации, и завершающий цикл - модификации продукции. Спустя некоторое время цикл повторяется с переходом на новое поколение продуктов.

Жизненный цикл спроса делится на несколько стадий:

1. Зарождение - бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к лидерству, конкурируют между собой.

2. Ускорение роста - период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение.

3. Замедление роста, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает его опережать. Зрелость, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности.

4. Затухание, спад - снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.

Требуется представить сочетание трех жизненных циклов: жизненного цикла спроса на продукцию, удовлетворяющую определенную потребность, жизненного цикла технологии - трех ее разновидностей (стабильной, плодотворной и изменчивой) и жизненного цикла товара.

Стабильная технология остается в основном неизменной в течение всего жизненного цикла спроса. Продукция, создаваемая на ее основе и предлагаемая на рынок многими конкурирующими организациями аналогична и отличается только по качеству и цене. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, остается неизменной в течение длительного времени. Но прогресс в ее развитии обеспечивает создание широкого спектра сменяющих друг друга поколений продуктов с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках плодотворной технологии (например, современные информационные технологии, вычислительная техника) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок, но его ведущая роль может оказаться кратковременной из-за появления столь же или еще более эффективных продуктов, предлагаемыми конкурентами. Короткий жизненный цикл продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций.

Изменчивая технология предполагает появление в течение жизненного цикла спроса не только новых поколений продуктов, но и сменяющих друг друга базовых технологий. Например, спрос на усилители слабых электрических сигналов возник в начале текущего столетия и связан с изобретением электровакуумных ламп. Хотя и сейчас спрос на них ускоренно растет, произошли по крайней мере три коренные смены технологии: вакуумные лампы, транзисторы, микросхемы. Смена технологии имеет более глубокие последствия, чем создание и освоение новой продукции, так как угрожает моральным устареванием инвестиций в предыдущую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал, производственные фонды и проч. Поэтому переход внутри фирмы к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но и с организационно-культурной, стратегической. Кроме этого, опыт показывает, что когда новая технология коренным образом отличается от старой, то организации часто вынуждены отказаться от той сферы деятельности, где они занимали лидирующее положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: