Мир предметов, в котором живет человек, создан им и потому ему не безразличен. Человек вкладывает в предметы, вещи свой труд и свою душу, придает им значение и смысл.
ЛЕКЦИЯ №24
Ответьте на вопросы:
1. Что такое ценность?
2. Какими могут быть ценности? Сущность предметных ценностей?
3. Сущность субъектных ценностей?
4. Какие три уровня ценностей вам известны?
5. Что значит ценностная ориентация, ее содержание?
6. В чем особенность становления глобальной техногенной цивилизации?
7. Какие глобальные проблемы породило становление техногенной цивилизации
и пути их решения?
1.Ценность – это человеческое измерение вещей, это отношение к ним человека с позиции своих потребностей и интересов. Чем больше затратил человек своих физических и духовных сил на освоение того или иного предмета, тем большую ценность он для него представляет.
Предметы получают ценностную характеристику лишь по отношению к потребностям человека, оценивается не физическое, природное содержание предметов, а их социальная функция.
Поэтому ценность – понятие, которое определяет позитивное или негативное значение объекта именно для человека. Ценности объективны по своему содержанию, но они всегда переживаются и воспринимаются субъективно.
Ценности могут быть предметными и субъектными.
Предметные ценности – это те стороны объектов человеческой деятельности, которые вызывают субъективное отношение к ним человека.
Предметные ценности – это природное благо и зло, потребительная стоимость товаров (полезность), культурное наследие, полезный эффект познания, моральное добро и зло, эстетические характеристики природных и общественных объектов, предметы религиозного поклонения и т.п.
3.Способом и критерием оценки выступают субъектные ценности.
Они являются совокупностью наставлений и оценок, императивов и запретов, идеалов и принципов, целей и проектов, которые выполняют функцию норм, устоявшихся ориентиров поведения человека, его жизнедеятельности.
Способность ценностей быть регуляторами и ориентирами человеческих отношений и поведения индивидов обусловлена их общественным характером. Ценности являются продуктом коллективной деятельности людей – социальных групп, наций, классов, общества.
4. Поэтому любая ценность формируется как общественная ценность.
Ценности разнообразны, среди них можно выделить три следующих уровня:
- общечеловеческие, обще социальные, социально групповые и индивидуально личностные.
5.Ценностная ориентация – это направленность всех проявлений жизнедеятельности человека на определенную систему ценностей, которая придает жизни смысл и значение.
Основным содержанием ценностных ориентаций личности являются политические, философско – мировоззренческие ориентации, моральные убеждения, глубинные и устойчивые симпатии и наклонности, моральные принципы поведения.