Переходы в тексте экскурсии

Наличие индивидуального текста не означает, что он весь должен заучиваться наизусть и доноситься до экскурсантов слово в слово

Техника использования индивидуального текста

Экскурсовод может во время экскурсии пользоваться своим индивидуальным текстом. Но при этом он должен быть перенесен на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основных вопросов).

Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, вспоминает содержание рассказа. Если в экскурсии появляется значительный перерыв между объектами, экскурсовод может еще раз посмотреть карточки, освежить в памяти материал рассказа. Чаще карты как конспект рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключение составляют те карточки, на которые занесены цитаты и отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются с карты полностью.

Карточка должна быть удобной для использования. Рекомендуется ее небольшой размер, примерно четверть листа. Карточки имеют порядковые номера и складываются перед экскурсией с учетом последовательности подтем, которые раскрываются.

Перед создателями экскурсии стоит задача связать содержание всех подтем в единое целое. Она решается с помощью логических переходов, которые должны рассматриваться как важная часть экскурсии. Хорошо составленные логические переходы придают экскурсии стройность, обеспечивают последовательность в изложении материала, являются гарантией того, что следующая подтема будет восприниматься с интересом. Переходы бывают двух видов: логические и формальные.

Часто в экскурсиях при переходе от одной подтемы к другой пользуются формальными (конструктивными) переходами. Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является «переходным мостиком» от одной части экскурсии к другой. (Например, «А теперь проедем по площади», «Сейчас мы с вами пойдем дальше», «Давайте осмотрим еще одно примечательное место».) Не следует, однако, отрицать правомерность использования таких переходов вообще и считать их ошибкой в экскурсионной работе.

В тех случаях, когда передвижение между объектами занимает считанные секунды, такие переходы неизбежны. (Например, «Теперь посмотрите направо» или «Прошу обратить внимание на памятник, расположенный рядом».) Такие переходы неизбежны при осмотре экспозиций в музеях и на выставках, где залы, тематические разделы и отдельные стенды, посвященные различным подтемам, расположенные неподалеку друг от друга. Конструктивный переход, не будучи «переходным мостиком» между подтемам, нацеливает экскурсантов на ознакомление со следующим объектом.

Более эффективный логический переход, увязанный с темой экскурсии. Такой переход может начаться до передвижения группы к следующей остановке или закончиться уже на остановке возле объекта. Логический переход диктуется не столько особенностями экскурсионного объекта, сколько содержанием самой экскурсии, той подтемы, после которой делается этот переход. Продолжительность логического перехода обычно равна по времени переезду (переходу) группы от объекта к объекту, но она может быть и больше, и меньше.

ЭТАП 14. ПРИЕМ (СДАЧА) ЭКСКУРСИИ

При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В случае его отсутствия по болезни или другим уважительным причинам экскурсию сдает один из членов творческой группы. В приеме (сдаче) экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций.

Прием (сдача) экскурсии имеет деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недостатков. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены со всеми необходимыми документами экскурсии.

Прием также может проходить в виде проведения пробной экскурсии.

ЭТАП 15. УТВЕРЖДЕНИЕ ЭКСКУРСИИ

При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

К работе допускаются экскурсоводы, которые принимали активное участие в разработке темы и прослушивании на маршруте или в ходе собеседования. Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела. Экскурсоводы (независимо от стажа работы) к проведению экскурсии на новую для них тему допускаются только при наличии у них индивидуального текста после прослушивания и издания соответствующего приказа.

ОБЯЗАТЕЛЬНая ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ ЭКСКУРСИИ

Подготовка новой экскурсионной темы является сложным процессом. Эта работа считается завершенной, когда подготовленными будут все необходимые документы.

Документация по экскурсионным темам хранится в методическом кабинете.

1. Список литературы по теме.

2. Карточки (паспорта) объектов, включенных в маршрут.

3. Контрольный текст экскурсии.

4. Индивидуальные тексты экскурсоводов.

5. Схема (карта) маршрута.

6. «Портфель экскурсовода».

7. Технологическая карта экскурсии.

8. Материалы экскурсии.

9. Список экскурсоводов допущенные к проводення экскурсии по теме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: