Техника проведения коммерческих сделок включает несколько этапов:
- Поиск и выбор контрагента;
- Подготовка к подписанию контракта купли-продажи;
- Заключение контракта купли - продажи;
- Реализация условий контракта купли-продажи.
Каждый этап можно разбить на несколько последовательных стадий:
Основной задачей как продавца, так и покупателя на исходном этапе является поиск и выбор контрагента. Выбор контрагента - вопрос очень важный и сложный. Он характеризует выбор предмета сделки, способ заключения и исполнения контракта, емкости рынка, ко…..туры на данном рынке. Причем при выборе контрагента возникает вопрос, на каком рынке лучше продать или купить товар, с каким покупателем или поставщиком лучше заключить сделку. В период подготовки к заключению сделки производятся выбор и установление контактов с предполагаемым контрагентом.
При выборе контрагента учитываются многочисленные факторы, в числе которых: влияние на оборот товаров; степень монополизации рынка; возможность проникновения на рынок; длительность торговых отношений с той или иной фирмой (предпочтение отдается фирме, хорошо зарекомендовавшей себя в прошлом); характер деятельности фирмы (то есть является ли фирма потребителем или производителем данного товара, или выступает в качестве коммерческого посредника).
Определив возможных контрагентов, фирма приступает к установлению контактов с ними.
Процедура подготовки сделки по продаже товара:
В процессе подготовки коммерческой сделки на основе прямых связей между контрагентами продавец может использовать различные способы установления контактов с потенциальными покупателями, а именно:
1. направить предложению (оферту) непосредственно одному или нескольким возможным покупателям;
2. принять и подтвердить заказ покупателя;
3. направить покупателю предложение в ответ на его запрос с указанием конкретных условий будущего контракта;
4. принять участие в торгах путем представления тендера (предложения) организаторам торгов;
5. принять участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках как международных, так и националъных;
6. направить возможному покупателю коммерческое письмо с информацией о намерениях вступить в переговоры по поводу заключения конкретной сделки;
7. направить проект контракта уже известному покупателю как результат согласования условий контракта по телефону, телетайпу, телексу, факсу, по электронной почте или на основе предшествующих договоренностей;
8. поместить рекламные объявления в средствах массовой информации, направить в адрес потенциальных покупателей каталоги, прейскуранты, проспекты с предлагаемыми товарами, организовать и провести рекламную кампанию на рынке покупателя.
1. Когда инициатива вступления в переговоры исходит от продавца, он может направить предполагаемому покупателю предложение - оферту.
Под офертой в коммерческой практике обычно понимается письменное предложение продавца, направленное возможному покупателю, о продаже партии товара на определенных продавцом условиях. Фирма, или лицо, пославшее такое предложение, называется оферентом.
Оферта содержит все основные условия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цена, условие поставки, срок поставки, условия платежа, характер тары и упаковки, порядок приемки-сдачи, общие условия поставок.
Оферта, в которой обозначен товар и прямо или косвенно устанавливается количество и цена либо предусматривается порядок их установления, считается определенной. В ней обязательно должно выражаться намерение оферента считать себя связанным условиями оферты в случае ее акцепта покупателем.
Предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, в коммерческой практике рассматривается не как оферта, а как приглашение делать оферты.
Текст оферты обычно краткий, четкий и ясный, исключающий возможность различных его толкований или возникновения неясностей. Однако оферта не всегда содержит все перечисленные условия. В тех случаях, когда между сторонами ранее уже был заключен аналогичный договор или когда в отношениях сторон применяются типовые (общие) условия поставок, оферта содержит только некоторые условия, например, наименование товара, количество, цена, срок поставки. В отношении остальных условий делается ссылка на ранее заключенный договор или типовые условия поставок, применяемые сторонами.
В коммерческой практике различают два виды оферты:
твердая оферта и свободная оферта. О виде оферты должна быть сделана соответствующая надпись.
- Твердая оферта - это письменное предложение партии товара, посланное оферентов одному возможному покупателю с указанием срока, в течение продавец является связанным своим предложением и не может сделать аналогичное предложение другому покупателю.
Если покупатель согласен со всеми условиями оферты, он посылает продавцу письменное подтверждение, содержащее безоговорочный акцепт, то есть свое согласие на все условия, содержащиеся в оферте продавца.
Если покупатель не согласен с одним или несколькими условиями оферты, он высылает продавцу ответ на предложение или контроферту с указанием своих условий и срока для ответа.
Ответ, который имеет целью служить акцептом, но содержит дополнительные или отличные условия, не меняющие существенно условий предложения, признается акцептом, если только оферент без неоправданной задержки не возразит против этих расхождений. Если он этого не сделает, то условиями договора будут признаны условия предложения с изменениями, содержащимися в акцепте.
Условиями, в отношении которых любое дополнение или изменение рассматривается в качестве существенно изменяющего предложение, являются цена, количество, качество, место и срок поставки, объем ответственности сторон, порядок разрешения споров.
Если продавец согласен со всеми условиями контроферты, он ее акцептует и письменно уведомляет об этом покупателя. Если продавец не согласен с условиями контроферты, он либо считает себя свободным от своих обязательств по оферте, о чем письменно уведомляет покупателя, либо посылает ему новую оферту с учетом предложенных покупателем условий или на новых условиях, отличных от предложенных покупателем в его контроферте. Если продавец заинтересован в заключении сделки, согласование условий путем обмена офертой и контрофертой продолжается до тех пор, пока не будет достигнута полная договоренность по всем условиям.
Напротив, отсутствие ответа от покупателя в течение установленного в оферте срока равносильно отказу покупателя от заключения сделки и освобождает продавца от обязанностей по данной оферте и исполнению данных условий.
Поэтому, прежде чем послать твердое письменное предложение покупателю, продавец часто согласовывает с ним заранее отдельные условия предстоящей сделки.
Твердая оферта может выступать как "первая оферта" в тех случаях, когда покупателем является фирма, обладающая преимущественным правом закупки или сбыта предлагаемого товара на данном рынке, именуемым "правом первой руки". В этом случае продавец обязан послать предложение на продажу каждой новой партии товара на определенных условиях только данному покупателю, и лишь в случае его отказа купить товар на предложенных условиях, продавец может сделать предложения другим покупателям на тех же условиях. Если же и другие покупатели откажутся от покупки товара на этих условиях и продавец решит изменить их, он обязан послать новое измененное предложение, то есть "первую оферту" покупателю, с которым у него имеется на этот счет соглашение.
Свободная оферта обычно делается одновременно на одну и ту же партию товара нескольким возможным покупателям. Она не устанавливает срок для ответа и поэтому не связывает оферента своим предложением. Согласие покупателя с условиями, изложенными в такой оферте, подтверждается твердой контрофертой. После подтверждения контроферты продавцом (акцепта) сделка считается заключенной. Продавец акцептует контроферту того покупателя, которую он раньше получил, или покупателя, с которым он предпочитает заключить сделку. Покупатель не вправе предъявлять какие-либо претензии продавцу, в случае если продавец заключит сделку не с ним, а с другим контрагентом. Свободная оферта менее удобна покупателю, так как она не создает ему уверенности в том, что, послав контроферту, он станет собственником товара, между тем как время для выгодной закупки товара в другом месте может быть упущено.
Свободная оферта используется в современных условиях довольно редко. Продавцы, как правило, не ориентируются на свободный рынок, их производственная деятельность строится с учетом конкретного спроса.
Пока договор не заключен, предложение может быть отозвано продавцом в том случае, если сообщение об отзыве будет получено адресатом предложения (то есть покупателем) до отправления им акцепта, то есть своего письменного согласия с условиями оферты.
Исключение составляют два случая:
· когда в предложении указано, что оно является безотзывным, путем установления определенного срока для акцепта или иным образом;
· когда для адресата (покупателя) было бы разумным рассматривать предложение как безотзывное и он действовует соответственно.
Акцепт, отправленный покупателем с опозданием, сохраняет силу, если оферент без промедления известит об этом адресата.
Акцепт (по общему правилу) вступает в силу в момент, когда согласие покупателя получено оферентом. При этом согласие с полученной офертой может быть выражено покупателем путем совершения в определенных (конклюдентных) действиях, если это предусмотрено офертой или применяется сторонами в силу практики, сложившейся в их взаимоотношениях, или вытекает из торгового обычая.
Конклюдентные действия могут, в частности, выражаться в отправке товара или уплате цены. Акцепт в этих случаях вступает в силу в момент совершения такого действия - при условии, что оно имело место в пределах срока действия оферты.
Иногда оферта не имеет целью осуществление фактической продажи товара, а используется для негласного раздела рынков между членами монополистических объединений. Такая оферта получила название защитной. Смысл такой оферты заключается в следующем: если член монополистического объединения получит запрос о высылки ему оферты от покупателя, осуществляющего свою деятельность на территории, закрепленной за другим членом этого объединения, то он пошлет такому покупателю явно невыгодное для него предложение (специально завышенные цены, длинные сроки поставки и т.п.) для того, чтобы направить покупателя к тому члену объединения, который обслуживает данный рынок. Члены картеля взаимно информируют друг друга обо всех полученных запросах из других зон для принятия необходимых мер, чтобы не упустить клиента.
2. Другим широко распространенным способом подготовки сделки по продаже товара является изучение условий заказа, полученного от покупателя, и
· подтверждение его и принятие к исполнению,
· либо отклонение, возможно без объяснения причин.
Подтверждение заказа - это коммерческий документ, представляющий собой сообщение продавца о принятии условий заказа без всяких оговорок.
Если инициатива вступления в переговоры исходит от покупателя, то его обращение к продавцу с просьбой прислать предложение (оферту) принято называть запросом. Одной из главных целей запросов является получение от фирм-поставщиков конкурентных предложений, из которых впоследствии после тщательного анализа выбирается наилучший. Для этого запросы обычно посылаются не одной, а нескольким фирмам. В запросе указывается точное наименование нужного товара, качество, сорт, количество. При запросе предложений на машины и оборудование указываются необходимые сведения для их изготовления или желательные ориентировочные технико-экономические параметры (например, мощность, производительность, количество оборотов, скорость, расход топлива, КПД, вес, габариты и т.д.). Цена, по которой покупатель готов купить данный товар, в запросах, как правило, не указывается, что обусловливается свободным (нетвердым) способом фиксации цены, желательным покупателю. В запросах на сложные машины и оборудование покупатель обычно просит указать в оферте цену, но каждой позиции отдельно. Иногда покупатель запрашивает о том, какие дополнительные услуги будут оказаны ему продавцом, и указывает также наиболее приемлемые для него условия платежа. Важным элементом запроса является указание о желательном для покупателя сроке поставки. В запросе также может быть сказано, до какой даты покупатель будет ждать предложение.
6. Определив по соответствующим источникам информации потребителей своей продукции, продавец может направить им коммерческие письма с предложением провести переговоры по поводу возможной сделки, а также направить проект своего контракта с общими условиями поставки.
5. Участие в торгово-промышленных выставках и ярмарках имеет целью не только показать достижения фирмы по выпускаемой продукции, но и заключить коммерческие контракты. Основной вид контрактов, заключаемых на выставках и ярмарках, - это сделки по выставленным образцам (моделям, чертежам, каталогам) с последующей поставкой товара. Другой вид сделок - это продажа самих экспонатов: машин и оборудования, предметов длительного пользования и других товаров широкого потребления.
При заключении таких сделок обычно оговаривается, что покупатель забирает купленный товар после закрытия ярмарки или выставки. Эти сделки заключаются обычно на условии франко-ярмарка. В отдельных случаях продавец (экспонент) может взять на себя доставку товара покупателю.
Процедура подготовки сделки по покупке: (подготовки к подписанию контракта покупки товара)
В процессе подготовки сделки по покупке товара, основанной на прямых
связях с контрагентом, покупатель может использовать следующие способы установления контактов с потенциальным продавцом, а именно:
· направить потенциальному или уже известному продавцу заказ;
· направить запрос производителю интересующих покупателя товаров;
· объявить торги с приглашением к участию фирм, которые могут принять и выполнить условия организаторов торгов;
· направить возможному производителю коммерческое письмо о намерениях в ответ на его рекламу или информацию;
· направить потенциальному поставщику коммерческое письмо о намерениях вступить в переговоры в ответ на его предложение;
· направить продавцу безоговорочный акцепт его предложения.
Наиболее распространенным способом подготовки прямой сделки по покупке товара является размещение заказа у производителя интересующих покупателя товаров. Заказом принято называть коммерческий документ, в котором покупатель подробно указывает все необходимые условия для изготовления или подготовки заказываемого товара, а также все существенные условия, необходимые для заключения сделки. Практикуется выдача заказов постоянным контрагентам. Поэтому в заказе во многих случаях указываются только наименование товара, его количество, срок поставки, а в случае необходимости и некоторые специфические условия, присущие данному конкретному заказу (например, место сдачи товара). Во всем остальном стороны могут руководствоваться общими условиями, заключенными между ними (если таковые имеются), или условиями ранее выданного заказа или контракта, на основании которых покупатель перешел затем к практике заказов (со ссылкой на его номер и дату).
Покупатель может в качестве приложения к заказу направить продавцу спецификацию с уточнением условий поставки: инструкциями по упаковке и маркировке товаров, информацией по поставке и распределению документов. Если необходимо, заказчик может указать количество и размеры частичных поставок и относящиеся к ним условия, в частности, в отношении экспедитора, которому будет поручена доставка товара: наименование фирмы-экспедитора, адрес, номер телефона и другие реквизиты, средство транспорта, наименование перевозчика, если известно.
Заказчику рекомендуется разработать нормализованную и простую экспедиционную маркировку, которая бы позволила сократить издержки и время, необходимое для оформления документов, проведения учета и контроля груза, обеспечения его хранения. Это должно облегчить экспедитору и покупателю задачу определения соответствия товара конкретному документу.
Если продавец согласен с условиями заказа и прилагаемой к нему спецификацией, он подтверждает заказ и сделка считается заключенной.
Основными преимуществами заключения сделок путем выдачи заказов является оперативность, поскольку заказ возможно передать по электронной почте, факсу/телеграфу, телетайпу, а также экономичность за счет сокращения переписки, расходов на поездки для личных переговоров.
На основе размещения заказов выполняются также поставки сложного, уникального оборудования, самолетов, судов, где покупатель берет на себя путем выдачи аванса частичное финансирование поставки, в особенности в тех случаях, когда разрабатывается и внедряется в производство новая продукция. Обычно покупатель имеет бланки заказов, которые сочетаются и унифицируются с контрактом купли-продажи, что дает продавцу и покупателю возможность использования единой системы печати.
Покупатель может откликнуться на объявление или другой вид рекламы продавца путем направления запроса на оферту или коммерческого письма с уточняющими вопросами, которые предлагает включить в оферту, а также с сообщением срока, к которому он заинтересован получить товар. Если покупатель был ознакомлен с прейскурантом продавца и ценами на его продукцию, он может запросить согласия продавца на предоставление скидки с цены и даже предложить свой вид и размер скидки.