В теоретической части учебника дается материал различной степени сложности: для самостоятельных наблюдений, для ознакомления (с определенной информацией в рамках); теоретические сведения для ознакомления (осмысления), а не для запоминания; материал для обязательного заучивания; исторические справки.
Система повторения в учебнике: повторение
- в начале учебного года;
- в начале изучения каждой новой темы (сопутствующее повторение);
- в конце изучения темы (раздела);
- в конце учебного года.
Справочные материалы учебников – списки изученных (изучаемых) правил (орфограмм, пунктограмм); словари «Пиши правильно», «Произноси правильно», «Толковый словарь», «Грамматико-орфографический словарь»; памятки (сведения об условных обозначениях, принятых в учебнике; как самостоятельно готовиться к диктантам, изложениям, сочинениям; как совершенствовать написанное; порядок проведения различных видов разбора).
Развитие школьников:
- развитие их логического мышления (от чувственно-наглядного к абстрактно-обобщенному): анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация;
|
|
- формирование лингвистического мировоззрения: усвоение школьниками ряда лингвистических понятий, родовых и видовых признаков изучаемых явлений; самостоятельное формулирование понятий и правил; обнаружение ошибок в дефинициях; представление о коммуникации;
- обучение школьников самостоятельному пополнению знаний;
- обучение школьников умению применять полученные знания в новых условиях;
- развитие языкового чутья учащихся;
- формирование навыков самоконтроля.
Методический аппарат учебников:
1. Способы и формы предъявления информации.
2. Разграничение материала по степени важности.
3. Наличие материалов, корректирующих способы деятельности учащихся: образцы рассуждений, способы применения правил, образцы выполнения заданий, образцы разбора.
4. Система формирования понятий, умений и навыков.
5. Регулярное повторение изученного.
6. Наглядный материал учебника: рисунки, схемы, таблицы, алгоритмы и т.д.
3. Неосновные средства обучения: методические пособия, дополняющие учебник, дидактические материалы
Неосновные средства обучения
а) методические пособия,
дополняющие учебник
б) дидактические материалы в) наглядные материалы
А. К пособиям, дополняющим учебник, относятся «Рабочие тетради», представляющие собой сборники упражнений и различных заданий, часть из которых выполняется непосредственно в тетради, Для каждого класса разработаны тетради в соответствии с изучаемыми программными разделами.
|
|
Кроме того, на уроках русского языка широко используются словари и справочники (орфографический, толковый, словообразовательный, фразеологический и др.).
В настоящее время разработаны тетради тематического тестового контроля по классам.
Б. Дидактические материалы в основном представляют собой систему учебных карточек, предназначенных для индивидуальной и индивидуально-групповой работы с учащимися. Они могут использоваться и на уровнях, и в качестве дополнительных домашних заданий отдельным учащимся с учетом их особенностей и возможностей, т.е. возможно применение дифференцированного подхода к обучению. Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся. Поэтому материал в них рассчитан на разделы в зависимости от характера формируемого навыка.
В. Наглядные пособия в учебном процессе применяются, прежде всего, для мобилизации психической активности учащихся, введения новизны в учебный процесс, повышения интереса к предмету, увеличения возможности непроизвольного запоминания материала, расширения объема усваиваемого материала, выделения главного в учебном материале и его систематизации.
Средства наглядности делятся на зрительные, звуковые и зрительно-звуковые.
Средства зрительной наглядности: таблицы, репродукции картин, экранные средства (диафильмы, диапозитивы, слайды, транспаранты).
В свою очередь таблицы, как основное средство зрительной наглядности, делятся на языковые и речевые в зависимости от выполняемых ими функций.
Языковые таблицы отражают закономерность, сущность какого-либо правила или понятия, что способствует наиболее быстрому усвоению этого понятия, запоминания правила.
Речевые таблицы содержат конкретный речевой материал, который требуется запомнить.
Средства слуховой наглядности: грампластинки, магнитофонные записи.
Зрительно-слуховые средства: диафильмы со звуковым сопровождением, кинофильмы и кинофрагменты.