Программы по русскому языку для уроков развития речи
Словари и энциклопедии
Как правило, в школьных библиотеках имеется ограниченное количество словарей и энциклопедий. Современные компьютерные технологии предлагают восполнить этот пробел. Причем в большинстве своем это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и т.д.
а) Толковый Словарь живого великорусского языка В.И. Даля имеет встроенную справочную поисковую систему, позволяющую значительно сократить время поиска необходимых слов.
б) «Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмера (переведенный на русский язык и дополненный академиком О.Н. Трубачевым Все дополнения О.Н. Трубачева заключены в квадратные скобки и помечены буквой Т).
в) «От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка», помимо словаря В.И. Даля, включает лучшие современные словари русского языка: «Новый словарь русского языка (толково-словообразовательный)» Т.Ф. Ефремовой, «Толковый словарь иноязычных слов» и «Новый орфографический словарь-справочник русского языка» В. В. Бурцевой.
г) Мультимедийная энциклопедия «Золотые пословицы и поговорки» включает множество пословиц и поговорок разных народов мира.
д) «1С. Школа. Академия речевого этикета» под редакцией
О.И. Руденко-Моргун. Этот образовательный комплекс предлагает
увлекательное изучение основ речевого этикета с помощью виртуальных
уроков, которые проводит для своих учеников профессор словесной магии
Андрей Иванович. Помимо этого, программа включает мультимедиаучебник «Книга вежливости» и «Лабораторию», в которой возможно проводить опыты с пословицами и поговорками о языке и нормах речевого поведения.
а) Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая
художественная культура» (на CD-ROM).
б) Шедевры русской живописи. На диске представлены рассказы о
жизни и творчестве великих русских художников от Феофана Грека до Марка
Шагала, классическая музыка, толковый словарь понятий и терминов по изобразительному искусству.
в) 5555 шедевров мировой живописи. Репродукции картин входят в единую базу данных, что дает возможность осуществлять поиск по биографическим базам данных автора или названию картины. База данных содержит также информацию о художественной технике, формате и местонахождении картины.
а) Справочно-информационный портал «Русский язык» – https://www.gramota.ru. Портал создан в 2000 г. и содержит много полезной информации, касающейся русского языка: рубрики «Язык и закон», «Наука о языке», «Язык и образование», «Язык и творчество» и др. Есть программы лингвокультурологических курсов («Риторика», «Русский язык и культура речи» и др.), научные и методические статьи, электронная версия выпусков журнала «Мир русского слова», бесплатная справочная служба русского языка.
б) Издательский дом «Первое сентября», Русский язык –
https://rus.lseptember.ru. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса: электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» – https://www.rus.lseptember.ru/urok.
Газета издается с 1995 г.
в) «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» - https://www.ict.edu.ru.
г) Культура письменной речи по адресу https://www.gramma.ru. Ресурс «Культура письменной речи» в составе портала «Русское слово» содержит разделы Колокол, Русский язык, Стиль документа, Литература, Учителю, Библиотека, Экзамены, Справка, Комната отдыха. В помощь учителю предлагаются «Обязательный минимум содержания образования», «Критерии оценки сочинения», требования к рефератам, а также подраздел «Методика: русский язык».
д) Методические материалы, касающиеся профильного обучения,
находим по адресу https://prof.ioso.ru – на сайте Институт содержания и
методов обучения РАО.
е) Русский язык в мире: культура речи, проблемы языка,
возможности изучения на сайте https://www.about-russian-
language. com/index.html.
ж) 1С: Репетитор https://repetitor.lc.ru – сайт отдела обучающих программ фирмы 1С.
з) Опорный орфографический компакт по русскому языку –
https://www.yamal.org/ook. Автор сайта Владимир Григорьевич Шелест – учитель Тростенецкой средней школы. На сайте представлено интересное
интерактивное пособие по обучению навыкам грамотного письма,
разработанное на основе методики использования мнемонических опор
В. Ф. Шаталова – Ю. С. Меженко. Его суть заключается в том, что правила
записываются в краткой форме в виде легко запоминающихся опорных
конспектов. Ясно, что пособие создавалось без участия профессиональных
дизайнеров, но зато его содержание говорит о высоком профессиональном
уровне автора.
Весь орфографический материал, изучаемый в школьном курсе, представлен в 52-х микроблоках по следующим разделам:
• морфемно-морфологический блок;
• употребление буквы ь в различных грамматических формах;
• разделительные ъ и ь;
• слитное и дефисное написание слов;
• слитное и раздельное написание слов.
и) Грамотей-клуб - https://www.gramotey.ur.ru – клуб пользователей обучающей программы «Грамотей». Программа имеет версии: «Грамотей-Проф» – репетитор для педагогов и родителей; «Грамотей-класс» – сетевая версия для школьного компьютерного класса; «Грамотей-Эверест» – состязательная версия для школьников. Программа использует оригинальную авторскую методику обучения грамотному письму, разработанную группой учителей-энтузиастов из г. Екатеринбурга во главе с С.Г. Никитиной.
к) Словесник – https://www.slovesnik-oka.narod.ru. Сайт адресован всем, кто преподает русский язык. Знакомит с Интернет-ресурсами в области преподавания русского языка: есть ссылки на образовательные сайты, адреса издательств, выпускающих учебную литературу, библиотеки. Специальный раздел посвящен проблеме дистанционного тестирования.
л) https://www.roprial.ru – Российское общество преподавателей русского языка и литературы. На сайте представлены исследования общих и частных проблем русского языка, литературы и культуры.
Конечно, в сети есть еще большое количество текстовых баз данных, словарей и просто материалов по русскому языку, литературе и кулыуроведению (Национальный корпус русского языка, Электронные художественные библиотеки, Библиотека изобразительных искусств и др.) – все их невозможно перечислить в одной статье. Главное, что современный учитель русского языка имеет возможность пользоваться всеми этими ресурсами исходя из своих потребностей, целей и этапов конкретного урока.