Экономика и культура КХ

Основную территорию ханства населяло оседлое население, занимавшееся еще со времен Волжской Булгарии земледелием. Выращивали рожь, полбу, ячмень и овес. Земледелие было основным занятием не только болгарского населения, но также чувашей и финских народов (черемисы, вотяки, мордва). Развивались промыслы: охота, бортничество, рыболовство. Городское население занималось гончарным, ткацким, кожевенным, ювелирным ремеслами, деревообработкой, металлургией, изготовлением оружия.

Другим важнейшим занятием жителей ханства была торговля, чему способствовало географическое положение. Поволжские города выступали посредниками в международном товарообмене. Внешняя торговля в ханстве преобладала над внутренней. Центром внешней торговли была столица ханства — Казань. Государство имело тесные и прочные торговые связи с Россией, Персией и Туркестаном. Казань производила и поставляла на Запад: хлеб, рыбу (волжские осетры весьма ценились повсюду), льняные полотна и одежду, кожи и изделия из кожи, оружие, железо, порох, ювелирные изделия. Кроме собственных изделий, из Казани на Русь поступали восточные товары: пряности, жемчуг, благовония, шелковые, золотые и хлопчатобумажные ткани, сухофрукты, вина и предметы роскоши. Все это изобилие облагалось пошлинами и налогом, давая государственной казне огромный доход.

Особое место в ханстве занимала работорговля – объектом этой торговли выступали в основном пленные. Инородческое население окраин не было вовлечено в товарообмен, так как в этой среде господствовало исключительно натуральное хозяйство. Жители окраин не торговали, а даром отдавали в виде дани продукты, произведённые или добытые ими. Татарское земледельческое население, в отличие от населения окраин, было вовлечено в товарообмен.

В Казанском ханстве, прежде всего в его столице Казани, широкое развитие получили строительное дело и архитектура, в том числе и монументальная. Строились каменные дворцы, мечети с очень высокими минаретами. (О существовании мечетей монументальной застройки не только в кремле, но и в самом городе, в его пригородах-слободах, например, в слободе Кураишево, даже в сельском Заказанье, свидетельствуют некоторые данные писцовых книг и отдельные рисунки подобных сооружений.)

Выдающимся памятником культового зодчества Казанского ханства, сохранившимся на территории кремля города Казани, является знаменитая башня Сююмбике, ее по предположению многих ученых использовали в качестве наблюдательного пункта. На территории Казанского кремля сохранился еще один памятник культового зодчества татар – это здание бывшей мечети Нурали.

Архитектура Казани обогащалась резной орнаментацией, облицовкой стен мозаичными и майоликовыми плитами, а также узорными кирпичами и облицовочными плитами с изящным орнаментом.

Массовым видом ремесла, доведенного до уровня искусства, была резьба по камню. Самого высокого уровня развития достигло ювелирное искусство, изготовление различных украшений из благородных металлов в сочетании с самоцветами, т.е. драгоценными камнями. Среди ценнейших находок – знаменитая «Казанская шапка» – корона казанских ханов, некоторые образцы золотошвейной вышивки и золотые пуговицы, воротниковые застежки, браслеты и серьги, ожерелья, бляхи, броши, амулетницы и коранницы из золота и серебра.

Достаточно широкую распространенность получила в Казанском ханстве письменность на основе арабской графики. Обучались, как и прежде, в мектебе и медресе; вероятно существование медресе и высшего типа, например, известное медресе Кул Шарифа. Грамотность была необходима в первую очередь представителям администрации и духовенства, но и среди населения она имела достаточное распространение. На арабской графике писались официальные документы внешнеполитического характера, деловые бумаги, ярлыки, а также эпитафии, письма, поэмы.

В Казани и на казанской земле была широко известна восточная поэзия (Рудаки, Фирдоуси, Омара Хайяма, Низами и Саади). В Казанском ханстве появились и новые поэты, среди них: Мухаммед-Амин (он же хан, конец XV – начало XVI веков), Мухаммедъяр, Эмми-Камал, Гариф-бек, Максуди, Кул Шариф. Вершиной поэтического наследия Казанского ханства является творчество Мухаммедъяра, который в своих поэмах «Тухваи-мардан» («Дар мужей» – 1539 год) и «Нуры-содур» («Свет сердец» – 1542) проповедует доброту и справедливость, верное служение народу.

Кроме письменной литературы, последующее развитие получило и устное народное творчество: легенды, предания, произведения эпического характера («Алпамыш», «Чура-батыр», «Джик-Мэргэн»), баиты и др. В казанский период получил широкое распространение героический эпос «Идегей».

И среди представителей высшего класса, и в народе большой популярностью пользовалась вокальная и инструментальная музыка, основанная на пентатонике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: