Картины мира. Научные революции и смена типов миропонимания

Философия техники

Роль техники в человеческой истории.(Vв.до н.э. –ХІ в.). Проблема философского анализа феномена техники в ХХ в. Фр. Десауэр, Э.Чиммер, А.Дюбуа-Реймон, М.Хайдеггер, К. Ясперс, Х.Ортега-и-Гассет, Н.А.Бердяев, Х.Йонас, Л.Мамфорд и др.

Работы русского инженера П.К.Энгельмейера «Теория творчества», «Философия техники» - базовые работы для философии техники.

С 1960-70-х гг. – философия техники как самостоятельная философская дисциплина. Два кардинальных направления изучения техники: философия и методология науки и философская антропология.

Эволюция понятия техники (Античность, Новое время, ХХ век.). Карл Ясперс о современном понимании техники.

Природа технического знания. Предмет технического знания. Эволюция взаимоотношения техники и науки. Процессы «сциентификации» техники. Техника и искусство. Антропология техники. Русская философия: технический Апокалипсис. Технооптимизм и технопессимизм.

Понятие картины мира. Сущностное отличие мифологической, религиозной и естественнонаучной картины мира. Основные характеристики естественнонаучной картины мира. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых различными науками и содержит общее представление о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает как представления о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественнонаучной картиной мира.

Синтез знаний, получаемых в различных науках, является весьма сложной процедурой. Он предполагает установление связей между предметами наук. Видение предмета наук, представление о его главных системно-структурных характеристиках выражено в структуре каждой из наук в форме целостной картины исследуемой реальности. Этот компонент знания называют специальной (локальной) научной картиной мира. Здесь термин «мир» применен уже в особом смысле. Он обозначает не мир в целом, а тот фрагмент, аспект материального мира, который изучается в данной науке. В таком значении говорят о физическом, биологическом мире, социальной реальности и т.д.

По отношению к общей картине мира такие картины реальности можно рассматривать как относительно самостоятельные фрагменты или аспекты.

Картина реальности обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. С ней связаны различные типы теорий научной дисциплины (фундаментальные и прикладные), а так же опытные факты ан которые опираются и с которыми должны быть согласованы принципы картины реальности.

Одновременно научная картина мира функционирует и как научно-исследовательская программа, которая направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и осуществляет выбор средств их решения.

Современная наука об уровнях строения материи (уровни организации неживой материи).

Научные революции и смена типов миропонимания [2]

Учение Т. Куна о научных революциях. Понятие парадигмы. Научные революции в истории естествознания.

Первая глобальная научная революция.

1)Смена космологической картины мира в философии XVI-XVII вв. от геоцентризма к гелицентризму (Коперник, Бруно, Галилей).

2) создание классической механики и экспериментального естествознания

Вторая глобальная научная революция:

1) от метафизического понимания к диалектическому в естествознании Нового времени; 2)диалектико-материалистическая картина мира во второй половине ХІХ в; 3) принцип материального единства мира.

Третья глобальная научная революция: релятивная космология;

становление и развитие генетики и кибернетики.

Четвертая глобальная научная революция: 1) современная космология;

2) проблемы биоэтики; 3) синергетика как новое миропонимание конца ХХ- начала ХХІ века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: